Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

XLV XL VI об- 03 - ѣт- на ей- го- аз- въ ла- га- ак- ед- »)■ ' у. ше мъ Не безъ единой ссылки на кого бы то ни было, кромѣ Шелгѵнова. Можетъ быть, мнѣ не удалось сдѣлать то, что я хотѣлъ сдѣлать, но, во всякомъ случаѣ, я не думали о критичѳ- скомъ разборѣ сочинѳній Шелгунова. Я хо- тѣлъ лишь облегчить самому читателю дѣло этого разбора напоминаніемъ тѣхъ общихъ чѳртъ литературы шестидесятыхъ годовъ, которыя нынѣ или совсѣмъ игнорируются, или поминаются больше по наслышкѣ, по смутному, непровѣренному преданію. Статьи Шелгунова писаны всѣ подъ 'давленіемъ те- кущей жизни. Немудрено оыло бы найти въ нихъ, рядомъ съ достоинствами, и извѣстныѳ недостатки, но я не считаю это нужными. Для меня гораздо важнѣе ихъ общій тонъ, а онъ у Шелгунова тотъ же, что у всей лите- ратуры шестидесятыхъ годовъ. Шелгуновъ представляѳтъ, однако, ту осо- бенность, что работаетъ и посейчасъ *), пред- ставляя собою въ литературѣ чуть ли не един- ственный обломокъ приснопамятнаго истори- ческаго момента. Въ дѣятельности своей онъ держится все тѣхъ же завѣтовъ своего вре- мени, отстаивая ихъ съ живостью и горяч- ностью, которыми можно удивляться въ чѳло- вѣкѣ, столь долго и много на своемъ вѣку ноработавшѳмъ. Особенность ли это его лич- ныхъ силъ, или животворяіцій даръ все тѣхъ же шестидесятыхъ годовъ, или и то, и дру- гое вмѣстѣ, — я не знаю; но знаю, что атотъ старики моложе многихъ и многихъ моло- дыхъ. Между прочими, онъ довольно часто прямо говорить о шестидесятыхъ годахъ, то въ своихъ «Воепоминаніяхъ», то въ «Очер- кахъ русской жизни», по поводу нѣкоторыхъ явленій текущей литературы. Мало понимаю- щему и вяло чувствующему человѣку можетъ показаться, да и было высказано въ печати, что Шелгуновъ ' является въ этомъ случаѣ представителѳмъ «отцовъ», расхваливаю- щихъ, по изстари заведенному порядку, свое отжившее время и брюзжащихъ на поросли молодой жизни, которая растетъ по своему, не спросясь ихъ, стариковъ. Это вѣдь, въ самомъ дѣлѣ, очень обыкновенное явленіе: стариками съ остывшею кровью, замерзшими въ идеяхъ, когда-то живыхъ, но нынѣ уже отжившихъ, завидно глядѣть на кипящую молодость, которая рвется къ новыми идеа- *) См. ниже. ламъ, чуждыми, непонятными для «отцовъ»... Вываѳтъ такъ, это точно, но бываетъ и иначе; бываетъ и такъ, что старикамъ обидно смотрѣть на отсутствіе кипящей молодости и какихъ бы то ни было идѳаловъ. И тогда старые «отцы» моложе своихъ старообраз- ныхъ «дѣтей». Менѣе, чѣмъ кто нибудь, Шелгуновъ мо- жетъ быть обвиняемъ въ упрямой ворчли- вости старика, остановившагося на точкѣ замерзанія. Давно уже, въ статьѣ «По по- воду одной книги», онъ писали: «Насъ прі- учили слышать о людяхъ двадцатыхъ годовъ, сороковыхъ, шестидесятыхъ; но мы еще ни разу не слышали, чтобы у насъ были люди ХТХ вѣка. Или десятилѣтія — наши вѣка, или русская мысль растетъ не годами, а ча- сами? Какія умственный пропасти раздѣля- ютъ мыслящую Россію на десятилѣтія? От- куда эта невозможность примиренія; откуда этотъ безпощаднып антагонизмъ, который даже и людей одного десятилѣтія дѣлитъ на нѣсколько враждебныхъ лагерей? Гово- рятъ: люди сороковыхъ годовъ — отцы тепе- решней эпохи; это освободители Россіи отъ крѣпостного права; это первые люди, сказав- шіе на Руси первое слово въ пользу чело- вѣчѳскихъ правъ женщины; съ людьми пя- тидесятыхъ годовъ они думали уже о глас- номъ судѣ. Но развѣ люди шестидесятыхъ годовъ не прямое, непосредственное слѣдствіе идей сороковыхъ и пятидесятыхъ годовъ? Гдѣ же логика для вражды и антагонизма? Отчего «отцы» не понимаютъ «дѣтѳй», не понимаютъ, что они — ихъ родныя «дѣти»? Въ одномъ изъ «Очерковъ русской жизни», написанныхъ въ самое недавнее время, чи- татель найдетъ тѣ же вопросы и недоумѣнія, но обращенный уже въ другую сторону, въ сторону дѣтѳй, чурающихся своихъ отцовъ. Но мы вернемся къ статьѣ «По поводу одной книги». Книга эта — небольшой сборники раз- сказовъ. Герцена, изданный, помнится, въ 1871г. Говоря объ этой книгѣ и ея авторѣ, Шелгуновъ шгшетъ: «Натуры дѣйственныя, реальныя, живучія дѣйствуютъ по событіямъ: онѣ являются не съ готовыми сентенціями и идеалами, не съ запасомъ готовыхъ истинъ, чтобы вѣчно держаться за нихъ, а только съ честными стремленіями и юношеской энергіей, которая никогда ихъ не оставляетъ». И далѣе: «Какъ свѣжи и хороши люди безъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1