Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

527 СТАТЬИ ИСТОРИЧЕСКІЯ. 528 патрпціевъ, но они утратили господство отъ гор- дости и алчности, и оно перешло въ руки средняго сословія. Это сословіе къ недостатка», которыми оно отличалось, присоединило еще недостатки сво- пхт, предшественниковъ — патриціевъ, и Флоренцш превратилась въ арену кровопролитія, насилш и борьбы партій. Партія, побѣдившая другую, изда- вала законы не въ интересахъ общаго блага, а въ свопхъ интересахъ. Отсюда, говорить Макіавелп, произошли все зло и всѣ безпорядки, которыми страдаетъ Флорендія. «Мы не находпмъ между гражданами ни согласія, ни дружбы, развѣ только среди тѣхъ, которые соединяются для совершенш какого нибудь преступленія протпвъ отечества или противъ частныхъ лпцъ. Релпгія и страхъ Ьожіи исчезли; клятва и обѣщанія соблюдаются лишь до тѣхъ поръ, пока того требуетъ личная выгода. Люди прибѣгаютъ къ клятвѣ лишь для того, чтобы нарушить ее; она служить имъ средствомъ обмана, п, чѣмъ обманъ ловчѣе прпдуманъ, тѣмъ болѣе онъ заслуживаетъ иохвалы въ глазахъ людей. .Все, что способно портиться, испорчено... Юноши празд- ны старцы распутны, и нѣтъ пола, иѣтъ возраста, который не былъ бы зараженъ дурными прави- лами. Законы безспльны положить конецъ этой все- общей деморализаціи, ибо оип извращаются п иска- жаются дурными нравами. Отсюда возникаютъ алч- ность, сгремленіе не къ истинной славѣ, а къ по- зорньшъ почестямъ, которое, въ свою очередь, порождаетъ ненависть, вражду, несогласіе, ссоры, кровопролитія, ссылки, угнетеніе добра и возве- личеніе зла. Въ упованіп на свою правоту добро- дѣтельные граждане не окружаютъ себя партіей приверженцевъ, которые бы защищали ихъ, какъ то дѣлаютъ злые граждане, а, лишенные защиты, они погибаютъ въ неравной борьбѣ со злымп. И тате примѣры воспнтываютъ въ людяхъ любовь къ пар- т'шмъ; злые прпиыкаютъ къ этимъ партіямъ изъ властолюбія и тщеславія, добродѣтельные же— уступая необходимости. Но еще хуже, что вожаки и передовые люди партій прикрываютъ свои настоя- щая намѣренія и цѣлп привлекательной завѣсой. Хотя всѣ они— враги истинной свободы, тѣмъ не менѣе они попираютъ республикански строй подъ предлогомъ защиты свободы... И когда они вышли побѣдптелямп изъ борьбы, то наградою имъ служить не сознаніе того, что они упрочили свободу, а зло- радство: опи всего болѣе довольны тѣмъ, что пре- одолѣли своихъ враговъ и захватили власть въ свои руки. И, разъ достигнувъ власти, они не оста- навливаются ни передъ какимъ средствомъ, какъ бы жестоко, какъ бы безнравственно, какъ бы неспра- ведливо оно ни было. Вотъ почему законы, кото- рые издаются такой побѣдоносной партіен, имѣютъ въ виду не общее благо, а личную выгоду вожа- ковъ этой партіп; вотъ почему ведутся войны, заключаются договоры не для славы отечества, а для удовлетворенія тщеславія немногихъ». Борьба ыартій, по воззрѣнію Макіавелп, не есть зло сама по себѣ,— она пагубна лишь тогда, когда господство партій чередуется, и каждая восторже- ствовавшая партія предппсываетъ законы побѣ- жденнымъ въ своихъ собственныхъ интересахъ. Такъ именно я было во Флоренціи. Все ученіе Макіавели, какъ говорить г. Але- ксѣевъ, есть не больше, какъ отвѣтъ на вопросъ: какъ должно быть устроено и управляемо государ- ство, чтобы оно не впало вътѣ ошибки, который погубили его отечество. Макіавели думаетъ, что для устраненія внутреннихъ неурядицъ необходимо, чтобы государственная власть обнпмала всѣ обще- ственные элементы, изъ которыхъ слагается госу- дарство. При такихъ отношеніяхъ интересы от- дѣльныхъ партій находятъ прпмиреніе въ общемъ иптересѣ п исчезаютъ поводы къ неудовольствію, ибо устанавливается законный и прочный порядокъ п правительственная власть пріобрѣтаетъ устойчи- вость, которая не была извѣстна Флоренцш. Ври равновѣсіи элементовъ развивается въ странѣ ува- женіе къ законному порядку, любовь общаго блага и преданность государству. Необходимым!, усло- віемъ прочности общественнаго порядка Макіавели считаетъ еще сильное и хорошо организованное войско, изъ гражданъ, отправляющихъ военную повинность по зову правительства, и находящееся въ полнѣйшей и безусловной зависимости отъ го- сударства. III. По мнѣнію Макіавели, человѣкъ родится безъ всякихъ нравственныхъ понятій, ш въ неМъ нѣтъ никакой внутренней силы, которая бы управляла его влеченіями. Поэтому человѣкъ зависитъ вполнЪ отъ внѣшнихъ впечатлѣній, и его можно сравнить съ фортепіано, которое издаетъ звуки, когда рука касается клавишей. Если дѣятельность людей зависитъ отъ влеченш, ^ направляемыхъ внѣшними обстоятельствами, то, по- нятно, что она не можетъ быть ни устойчивой, ви послѣдователыюй. Поэтому люди не умѣютъ быть ни вполнѣ добрыми, ни вполнѣ злыми, и, поддаваясь внѣшнимъ впечатлѣніямъ, они одинаково лет воспламеняются и также быстро остываютъ. ио мнѣнію Макіавелп, людей очень легко убѣдить въ чемъ угодно, но трудно удержать ихъ въ этомъ убѣжденіи. Такъ какъ люди непостоянны по своей природѣ, то ихъ страсти могутъ быть обуздываемы только законами. Люди не имѣютъ власти надь своими страстями, и чувство мѣры имъ неизвѣст • Между ихъ желаніями и силами нѣтъ соразм р- ности, и, такъ какъ люди въ желаніяхъ своихъ ненасытны, а силы у нихъ мало, то ихъ трево- , жить постоянная неудовлетворительность, рядо а съ которой всегда является неувѣренность. | Неувѣренность въ свопхъ силахъ, а, слѣдов тельно, и въ своихъ дѣйствіяхъ создаетъ въ чело- вѣкѣ трусость, и чувство страха является одни J 1 изъ главнѣйшихъ мотивовъ человѣческихъ дѣиствШ- 1 Макіавели говорить, что, благодаря трусости, 9 мстятъ за мелкія обиды, а мстить за обиды чуя ствительныя у нихъ недостаетъ мужества. Сравни в вая любовь со страхомъ, Макіавели считаетъ I слѣднее чувство болѣе постоянным!, и потому • 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1