Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

ключаетъ, что людьми легче управлять страхомъ, чѣмъ любовью. Добрыя влеченія у людей очень слабы, и они <іолѣе склонны ко злу, чѣмъ къ добру. Они не- благодарны, непостоянны, лицемѣрны, трусливы, корыстолюбивы. Поэтому тотъ, кто сталъ бы устраи- вать общенштіе, никогда не долженъ забывать, что люди дурны, и что общимъ мотнвомъ ихъ по- веденія служнтъ эгоизмъ. Даже любовь, по мнѣнію Макіавели, есть чувство, обусловленное эгоисти- ческой природой человѣка; она не больше, какъ платаза услуги и за благодѣянія. Понятно, что если любовь создается только чувствомъ благодар- ности за извѣстную пользу, которая намъ прино- сится, то она и будетъ продолжаться до тѣхъ поръ, пока оказывается добро. Поэтому любовь не только не можетъ быть постоянной, но она можетъ быть порвана любымъ соображеніемъ личной пользы. «Пока ты оказываешь людямъ добро, — говорить Ма- кіавели, — они всецѣло преданы тебѣ, предлагаютъ тебѣ свой кровъ, свое имущество, свою жизнь, свопхъ сыновей, но лишь пока ты въ этомъ не нуждаешься, стоитьже тебѣ только потребовать этнхъ благъ — и они отъ тебя отвернутся». Это своекорыстное и эгоистичноесущество, жи- вущее подъ внѣіпними впечатлѣніями и дѣлающее лишь то, что ему пріятно и выгодно, составляетъ одинъ изъ атомовъ такого же хаотическаго броже- нія сплъ, какія бродятъ и въ немъ. Внѣшніп міръ ' не есть равновѣсіе составляющпхъ его элементовъ, — онъ есть разбродъ силъ, вѣчно враждующихъ съ человѣкомъ. И въ этомъ хаосѣ враждующихъ сплъ вращается одиноко человѣкъ — самая безпомощная тварь изъ всѣхъ земныхъ тварей. «Плачемъ при- вѣтствуетъ онъ этотъ міръ сграданій, отвратитель- нымъ хрппѣніемъ заканчиваетъ свое жалкое суще- ствованіе». Природа, надѣливъ человѣка потребностями и влеченіяни, лишила его средствъ удовлетворять имъ, и всѣ непомѣрныя желанія даны человѣку для того, чтобы онъ страдалъи мучился. Судьба манить человѣка соблазнительными благами, но только для того, чтобы обмануть его. «Если ты встрѣтишь человѣка — который кажется счастлп- вымъ н довольнымъ, — говорить Макіавели, — то не вѣрь ему. Боровъ, который роется въ грязи, во сто кратъ счастливѣе его». Животныя счастлпвѣе чело- века потому, что ограниченнѣе въ своихъ жела- ніяхъ. Они удовлетворяютъ своимъ страстямъ, на- сколько того требуетъ природа; человѣкъ же не только погрязаетъ въ порокѣ, но и любуется имъ. Звѣри питаются тѣмъ, что имъ посылаетъ небо; человѣкъ же разсылаетъгонцовъ во всѣ концы свѣ- та и ныряетъ на дно океана, чтобы насытитьсвою утробу. Природа изощрила человѣческія способ- ности, надѣлила человѣка гибкими членамии да- ромъ слова, но она же влила въ человѣка ядъ тще- славія и алчности. Общее между человѣкомъ и жп- вотнымъ заключается только въ чувствѣ самосо- храненія; это чувство заставляетъ его бороться съ природой, съ людьми и съ самимъ собою, и чѣмъ враждебнѣе природа, чѣмъ необузданнѣе страсти человѣка, и чѣмъ онъ безпомощнѣе, тѣмъ отчаян- нѣе его борьба за существованіе. Эта-то борьба и создалавсе то, что не составляетъ физической при- роды, — государство, нравственностьи религію. Государство возникло потому, что человѣкъ, со- знавая свое безспліе въ борьбѣ съ природой, сталъ искать союза съ подобными себѣ; главной, основ- ной причиной возникновенія государствъ была по- требность защиты противъ общихъ враговъ. Когда люди нашли въ государственномъ союзѣ средство для отраженія внѣшнихъ враговъ, воз- никла борьба человѣка съ самимъ собою и со сво- ими страстями. Этотъ новый врагъ оказался на- столько сильнымъ, что грозилъ общежптію, и тогда- то, для обезпеченія внутреннягомира, были созданы нравственностьи религія, какъ средства для обуз- данія человѣческихъ влеченій. Сложившись въ общество и найдя благо въ госу- дарственности религіи, люди, забывая уроки иро- шедшаго, разрушаютъ то, что сами создали, и унп- чтожаютъ то, что съ такпмъ трудомъ выработалъ опытъ ихъ прародителей. Причина этого заклю- чается въ ненасытной алчности человѣка, заста- вляющей государство расширять ■ свои границы. Этпмъ поглощеніемъ чужихъ владѣній государство готовить себѣ гибель. Макіавели указываетъ на Спарту и Аѳины, величіе которыхъ рушилось, и самаони погибли, когда стали подчинять себѣ дру- гія государства. То же самоевпдитъ Макіавели въ судьбѣ Флоренціи. Республика эта была сильна, пока довольствовалась тѣмъ немногпмъ, что было причиною ел процвѣтанія, но когда оиа стала расши- рять свою область, она одряхлѣла и стала трепе- тать даже передъ слабыми противниками. Борьба пзнуряетъ силы, и сильный народъ, побѣждающій слабыхъ, наконецъ самъ становится добычею бо- лѣе сильнаго. Такъ, въ круговоротѣ международ- ныхъ отношеній велпчіе чередуется со слабостью, и въ самомъ возвышеніи государства лежитъ уже причина его упадка. Въ счастіи, къ которому стремятся народы, за- ключается ихъ гибель. Люди, выросшіе среди бла- годенствія, которое предоставдяегь имъ государ- ственная благоустроенность, не въ соетояніи цѣ- нить блага, которымъ они наслаждаются. Поэтому покой, созданный нравственностьюи уваженіемъ къ религіи, порождаетъ праздностьи довольство и служитъ источнпкомъ пороковъ. Такпмъ образомъ, зло, создавшее добро, въ свою очередь, возникло изъ добра, которымъ оно было уничтожено, и государ- ство, въ которомъ искалъ своего спасенія человѣкъ, разрушается подъ вліяніемъ пороковъ и слабостей. Во всемъ человѣческомъ совершается постоян- ное колебаніе то вверхъ, то внизъ, движеніе то впередъ— къ добру, то назадъ — ко злу. Изъ добра вознпкаетъ зло, изъ зла — добро. Изъ каждаго за- стоя возникаегь новая жизнь, и послѣ моральнаго упадка является новый порывъ къ доблести. Все человѣческое пмѣетъ свой конецъ, и только тѣ пред- меты или государственные организмы не измѣня- ются, а если измѣняются, то къ лучшему, которые проходятъ свое поприще, не разстраивая своего

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1