Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

531 СТАТЬИ ИСТОРИЧЕСКІЯ. тѣла. Этого закона, по словамъ Макіавели, не из- бѣгаетъ нн одно государство. Каждое изъ нпхъ пмѣетъ свой конецъ и въ продолженіе своей жизни подвергается перемѣнамъ. Изъ перемѣнъ благодѣ- тельны только тѣ, которыя снова приводятъ госу- дарство къ его основвьгаъ ирпнципамъ, и которыя посредствомъ свопхъ учрежденій обновляютъ его какъ можно чаще. Безъ подобпыхъ обновленій го- сударственное тѣло не можетъ долго существовать; существованіе же его будетъ лишь тогда прочно, когда государство придетъ къ своимъ первоначаль- нымъ учрежденіямъ и нравамъ. Подобное обновле- ніе совершается, по словамъ Макіавели, перево- ротами, которые, создавая вновь зародыши славы и велпчія, являются для народовъ благомъ. Въ этихъ переворотахъ главную роль отводилъ Макіѵ вели судьбѣ. Судьба, по толкованію Макіавели, не управляетъ человѣчествомъ но опредѣленнымъ и неизмѣннымъ законамъ; она и не фатумъ, которому бы люди под- чинялись слѣпо: судьба есть стихійная сила, вмѣ- шпвающаяся въ дѣла людей только въ эпохи бро- жевія и всеобщихъ переворотовъ. Въ псторіп есть событія, которыхъ нельзя объяснить ничѣмъ инымъ, кромѣ вмѣшательства судьбы, п въ прпмѣръ Ма- кіавели указываетъ на нашествіе галловъ на Римъ. Сравнивая поведеніе Рима до нашествія галловъ п во время нашествія, можно, по словамъ Макіавели, подумать, что рѣчь ндетъ не объ одномъ и томъ же народѣ. Очевидно, что только судьба заставляла римлянъ дѣлать одну ошибку за другою и измѣнять своему обыкновенному мужеству и предусмотри- тельности. До этого времени всѣ дѣйствія римлянъ могли быть объяснены естественными причинами. Но вотъ начинается нашествіе галловъ, и судьба, преслѣдуя какія-то свои особенный цѣли, вачи- наетъ распоряжаться свободною волею людей и за- ставляешь ихъ поступать какъ бы ваперекоръ себѣ. Въ этихъ случаяхъ не судьба является орудіемъ человѣка, а человѣкъ — орудіемъ судьбы и исполни- телемъ ея предначертаній. Когда судьба хочетъ совершить велпкія дѣла, она пзбираетъ для этого человѣка, способнаго быть ея исполнптелемъ. Точно также она выставляешь людей, если ей нужно со- вершить какой нибудь важный переворотъ. Харак- теризуя отношенія судьбы къ людямъ, Макіавели замѣчаетъ: «Люди содѣйствуютъ судьбѣ, но не могутъ противостоять ей; прядутъ ея нити, но не въ сплахъ разорвать ихъ. Они не должны разсчитывать на судьбу, и такъ какъ они не знаютъ ея намѣреній, и пути, которые она пре- слѣдуешь, пути правые и неисновѣднмые, то они и должны всегда надѣятьея и, надѣясь, никогда не полагаться на судьбу, каково бы нп было ихъ положеніе, и въ какой бы нуждѣ они ни находи- лись». Иначе сказать, человѣкъ долженъ бороться съ судьбою. Есть еще сила, играющая очень важную роль въ судьбахъ человѣчества; силу эту Макіавели назы- ваешь счастіеаъ, если она благопріятствуетъ лю- дямъ, и несчастіемъ, когда она мѣшаетъ имъ. Счастіе и несчастіе, такъ нее, какъ судьбу, Mania - вели долженъ былъ допустить, какъ силы весьма дѣятельныя въ исторіп человѣчества, потому что иначе не оказалось бы возможнымъ объяснить мно- гое въ общественной жизни народовъ. Макіавелн пришлось сдѣлать эту уступку, потому что чело- вѣкъ, какъ творецъ извѣствыхъ учрежденій, ока- зывается не всегда настолько пронпцательнымъ и умственно сильнымъ, чтобы для его собственнаго блага было достаточно одной его свободной воли. Но ни судьба, ни счастіе, ни несчастіе не властны въ та- кой степени, чтобы подавлять особенныхъ избранни- ковъ или такъ называемыхъ великихъ людей. Какъ бы ни мѣнялась судьба великаго человѣка, онъ оста- нется все тѣмъ же и въ счастіп, и въ несчастіи; онъ сохранить бодрость духа и энергіго, и судьба не бу- детъ имѣть надъ нпмъ власти, тогда какъ безеиль- ные люди дѣлаются тщеславными при удачѣ и пре- увеличиваютъ свои силы, въ несчастіи же падаютъ духомъ. Великій человѣкъ пользуется счастли- выми обстоятельствами настолько, насколько они нуяшы ему для приложенія силъ, точно такъ же, какъ въ несчастіи или при помѣхахъ онъ не те- ряетъ изъ виду цѣли, къ которой стремится, и не смущается препятствіями. Такимъ образомъ, и судьба, и счастіе, и несчастіе, по ученію Макіавели, являются силами, управляющими людьми только въ томъ случаѣ, когда самъ человѣкъ не въ состоя- ніи справиться съ обстоятельствами. «Судьбою» называешь Макіавели и такой слу- чай въ жизни государствъ, когда перевороты раз- рушаютъ всѣ результаты предшествовавшаго исто- рпческаго развптія, уничтожаютъ не только все выработанное человѣкомъ, но даже и самую па- мять о прошедшемъ. Перевороты эти случаются черезъ извѣстные промежутки, разрушаютъ все безъ остатка, и міръ представляетъ тогда собою снова бѣлый листъ бумаги, на которомъ должно быть вписано новое содержаніе. Работу эту долж- ны взять на себя люди, пережившіе всеобщее кру- шеніе, и тогда возникаетъ новый порядокъ, въ ко- торомъ повторяется то же, что люди цережили раньше. Хотя творцы новаго порядка и не уна- слѣдовали порядка, существовавшаго ранѣе, но такъ какъ въ самой природѣ человѣка заключается уже начало зла, то бѣлый листъ наполняется тѣмъ же содержаніемъ, и человѣчеству приходится пере- живать вновь то, что оно пережило, т. е. повто- рить прежній процессъ смѣны добра зломъ и зла добромъ. «Описывая эти круги, человѣчестзо не двигается впередъ, а постоянно возвращается къ своей первоначальной исходной точкѣ. Описавъ круга, оно ничему не научилось, никакихъ резуль- татовъ не добыло и возвращается къ своему преж- нему состоянію, дабы снова и съ роковой необхо- димостью вступить на прежній путь. Исторія че- ловѣчества не есть, слѣдовательно, прогрессивное цвиженіе разложенія стараго, нарожденія новыхъ силъ и ихъ развитія. Люди неспособны къ усовер- шенствованно, — онп даже неспособны устоять на томъ уровнѣ, на которомъ застаетъ ихъ естествен- ное состояніе...»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1