Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

53В М А К I А В Е Л В. 534 IV’. Единственный, средствомъ для обуздапія узкаго эгоизма и погони за матеріальнымп благами Макіа- вели считаетъ государственное общежитіе. Задача государства, по ученію Макіавели, заключается въ устройствѣ такпхъ отношеній, которыя бы сдѣлали людей способными служить общему благу; но чтобъ это могло быть, нужно знать хорошо природу чело- вѣка и тѣ мотивы, которые руководятъ его пове- деніемъ. Если извѣстны человѣческія влеченія, то, конечно, не мудрено управлять людьми п сдерживать вредныя влеченія, заставляя людей дѣлать добро. Макіавели думаетъ, что люди никогда не дѣла- ютъ добра, если не вынуждены къ тому необхо- димостью, и большая добродѣтель, по его словамъ, встрѣчается тамъ, гдѣ для дѣятельности человѣка остается меньше выбора. Если же людямъ предо- ставлена. свободный выборъ, то обыкновенно они склоняются не въ пользу блага. Макіавели, на осно- ваніи своего итальянскаго опыта, полагаетъ, что подобной направляющей силой не обладаетъ ни школа, ни церковь. По своей неустойчивой при- родѣ и зависимости отъ внѣшнпхъ обстоятельствъ человѣкъ, легко ноддающійся соблазнамъ жизни, легко отрѣшается отъ уроковъ школы. Религія, пока она дѣйствуетъ на людей путемъ кроткой иропо- вѣди, тоже безсильна обуздывать страсти, а явля- ется сдерживающей силой лишь тогда, когда гово- рить устами воорунсеннаго пророка, или же явля- ется государственнымъ орудіемъ. Въ этомъ случаѣ религія сильна только тѣмъ мечомъ, которымъ во- оружаетъ ее государство. 'Гакимъ образомъ, государ- ство, по ученію Макіавелп, является единственной силой, способной направить влеченія людей на общее благо. Сами по себѣ влеченія людей не вредны, но они становятся зломъ, когда ихъ не регулпруетъ разумная сила, потому что одно и то же влеченіе моягетъ быть и источнпкомъ велпкихъ граждан- скихъ подвиговъ, п источникомъ гибели народа. Въ томъ, чтобы дать этимъ силамъ лучшее напра- вленіе, — въ этомъ и заключается вся задача госу- дарственнаго разума, сознательно стремящагося къ благой цѣли. Корыстолюбіе и властолюбіе составляют!, глав- ное зло въ жизни государствъ. Средство противъ корыстолюбія Макіавели видитъ въ законахъ, уста- навлпвающпхъ болѣе равномѣрное распредѣленіе имуществъ и дарализующнхъ накопленіе матеріаль- ныхъ богатствъ въ рукахъ немногихъ. Изъ того же источника, т. е. стремленія къ матеріальнымъ благаиъ, Макіавели выводптъ и властолюбіе, а государство, дающее ему широкій просторъ, не можетъ считаться благоустроеннымъ. По ученію Макіавелп, государство должно давать власть толь- ко такпмъ людямъ, которые доказали свои способ- ности, и требуетъ, чтобы для блага государства былъ въ немъ открыть свободный доступъ людямъ, замѣчательнымъ по своимъ талантамъ или добро- дѣтелямъ. Стараясь предохранить государство отъ честолюбивыхъ влеченій немногихъ и, конечно, имѣя въ виду примѣры изъ итальянской псторіи, Макіа- вели замѣчаетъ, что если всѣ сильные и достой- ные умы и таланты найдутъ себѣ соотвѣтственную сферу дѣятельности, то они не будутъ искать не- законныхъ путей, и государственному порядку не будетъ грозить опасность. Сдерживая властолюбивый и корыстолюбивыя влеченія, государство только подготовляеть почву для положительныхъ добродѣтелей. Но недостаточ- но еще заглушать вредныя влеченія, — нужно вос- питывать въ людяхъ чувство добродѣтели и при- вивать гражданамъ нравственный качества, чтобы они являлись достойными служителями общаго блага, сосгавляющаго цѣль государства. Такъ какъ для человѣка, гоняющагося за матеріальнымп выгодами, недоступны абстрактныя идеи, то, понятно, что общее благо, пока оно изображаетъ изъ себя иде- альную цѣль, теряющуюся въ туманѣ грядущаго, не можетъ быть предметомъ служенія. Людямъ нужно такое благо, которое они могли бы осязать, и кото- рое бы имѣло реальную цѣль. Поэтому прежде всего оно воплощается въ ряду учрежденій для всѣхъ видимыхъ, и въ которыхъ каждый изъ гражданъ такъ или иначе принимаетъ участіе и, по мѣрѣ своихъ сплъ и умѣнья, нривыкаетъ служить своему отечеству. Въ этомъ случаѣ интересы обществен- ные являются какъ бы интересами личными. Черпая примѣры изъ лучшихъ временъ древняго Рима, Макіавелп говорить, что общественная площадь, на которой обсуждаются государственный дѣла, общественныя зрѣлища, которыя выводятъ героевъ и восхваляютъ ихъ гражданскія доблести, горячія, вдохновенныя рѣчп народныхъ вождей, дѣятель- ность правителей, которая у всѣхъ передъ глазами, и которая вмѣстѣ съ тѣмъ служить предметомъ свободнаго обсужденія, — все это на- поминаетъ человѣку, что кромѣ его лпчнаго блага есть еще другое, такое же реальное, — благо обще- ственное. Но это благо, по ученію того же Макіавели, мо- жетъ развиться при такомъ общественномъ строѣ, который обезпечиваетъ гражданамъ неприкосновен- ность ихъ имущества и чести, не требуетъ отъ гражданъ только однѣхъ жертвъ и услугъ, но на- дѣляетъ ихъ видимыми и осязательными благами. «И, проникаясь благодарностью къ учрежденіямъ, которыя охраняютъ гражданину его очагъ, его се- мью, его добро, проникаясь благодарностью къ общественнымъ дѣятелямъ, которые заботятся объ его интересахъ, онъ научается любить и уважать ихъ, какъ своихъ естественныхъ защитниковъ и по- кровителей. И эта любовь является здѣсь не без- корыстнымъ чувствомъ, а какъ бы расплатою за благодѣянія, которыми его надѣляетъ государство». Одною изъ причинъ упадка граждаискихъ добро- дѣтелей Макіавели считаетъ вліяніе католической церкви. Древній античный міръ, создававшій удивительные подвиги, обязанъ своимъ мулю- ствомъ и энергіей только отсутствие разслабляющаго вліянія такого религіознаго воспитанія, которое яви- лось съ католицизмомъ. Это новое воспитаніе, не- извѣстяое древнему міру, пріучало людей къ само-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1