Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

535 СТАТЬИ ПСТОРИТЕСКІЯ. 536 униженію и къ ирезрѣнію къ земнымъ благамъ, въ чемъ оно видѣло высшую добродѣтель. Понятно, что, высказывая такія мысли, Макіавели долженъ былъ возбудить противъ себя клерикаловъ. У. Макіавели не ограничивается изученіемъ чело- вѣка, какъ отдѣльной единицы, и природы его вообще, — онъ пытается еще определить наиравленіе, которое получаютъ страсти и влеченія людей въ общественныхъ грунпахъ. Основнымъ общественнымъ элементомъ онъ счн- таетъ народъ, т. е. тотъ трудящійся людъ, который ничѣмъ особеннымъ не возвышается надъ общпмъ уровнемъ. Играя въ государственной жизни актив- ную роль, народъ выступаетъ не иначе, какъ зам- кнутой толпой. Въ народѣ съ меньшею яркостью обнаруживают- ся дурныя качества человѣческой природы, т. е. крайняя подвижность и неустойчивость. Причина этого заключается въ томъ, что, дѣйствуя сово- купностью, народъ можетъ выставлять только та- кія требованія, которыя общи всѣмъ гражданамъ. Для того, чтобы какое нибудь желаніе могло сдѣ- латься мотивомъ для дѣятедьности народа, нуж- но, чтобы всѣ отдѣльныя противорѣчія въ стре- мленіяхъ примирились и частныя желанія слились въ одно стройное общее желаніе. Въ этомъ причина того, что народъ, съ одной стороны, неспособенъ къ бысгрымъ рѣшеніямъ и двнженіямъ, а съ дру- гой,— что его требованія ижеланія обусловливаются не своекорыстными влеченіямп отдѣльныхъ лицъ, а преимущественно такими интересами, которые наиболѣе близки большинству. Взгляды Макіавели на народъ шире обыкновен- ныхъ установившихся воззрѣній. Онъ видитъ въ немъ не то, что разумѣется обыкновенно подъ есте- ственнымъ состоятемъ, а всю совокупность извѣстнаго слоя населенія, которынъ управляютъ. Такъ какъ этотъ народъ состоитъ изъ отдѣльныхъ единицъ, а единицу составляетъ человѣкъ, то, ко- нечно, толпа или множество будетъ имѣть ту же нравственную основу, какъ и отдѣльная единица. Каждый человѣкъ дорожить благами, — слѣдователь- но, ими дорожить и народъ, и потому для народа важнѣе всего прочный государственный порядокъ, не грозящій никакими опасностями тому благосо- стоянію, которынъ народъ дорожить. Народъ, по словамъ Макіавели, хочетъ только одного: жить мирно и не быть угнетаемымъ. Его желанія всегда скромны и ограниченны. Онъ живетъ не столько раз- судкомъ, сколько чувствами, и держится извѣст- ныхъ учреждений не потому, что [считаете ихъ цѣлесообразными, а скорѣе потому, что прпвыкъ къ нимъ. Такъ какъ народъ дорожить преимуще- ственно реальными, осязаемыми олагами го его труд- но соолазнить олагами оезпредметнымп. Поэтому трудяіційся людъ нельзя плѣнпть какими либо по- честями. Ему непзвѣстны властолюбіе, честолюбивый влеченія и вообще неосязаеныя будущія блага, не представляющія для него никакой очевидности. Народъ въ цѣлой совокупности служить наиболѣе полиымъ представителемъ общаго, а не частнаго блага. Слѣдовательно, онъ въ меньшей степени спо- собенъ къ недостаткамъ, прпсущпмъ отдѣльнымъ личностямъ, а нѣкоторые изъ недостатковъ ему и вовсе неизвѣстны, но рядомъ съ этимъ въ немъ невозможны и многія изъ достопнствъ отдѣльной личности. Являясь представителемъ общаго блага, народъ, конечно, преслѣдуетъ болѣе высшіе интере- сы, чѣмъ отдѣльное лицо, которое заботится о своемъ личномъ благѣ. Въ этомъ отношеніи народъ во многихъ случаяхъ судить о вещахъ гораздо пра- вильнѣе, чѣмъ отдѣльное лицо, правильность сужде- нія котораго затемняется своекорыстными побужде- ніями. Правда, народъ менѣе проницателенъ и дальновиденъ, чѣмъ отдѣльный человѣкъ, но зато онъ отличается тѣмъ, что называется здравымъ смысломъ. Онъ недосгупенъ лести, и искательство народнаго благорасположенія пли такъ называемое популярничанье съ народомъ удается рѣдко. Эти достоинства народа, спасающія его отъ лпчныхъ симпатій и антипатій, дѣлаютъ его, по словамъ Макіавели, наиболѣе способнымъ къ выбору долж- ностныхъ лицъ. Народъ, самъ не ищущій почестей, является, по словамъ Макіавели, самымъ безпри- страстнымъ судьей при раздачѣ подобныхъ почестей и другимъ и при выборѣ должностныхъ лицъ руко- водствуется лишь ихъ дѣйствительными заслугами и пользой, которой отъ нихъ можно ожидать. Но зато народъ неспособенъ къ быстрымъ л энергическимъ рѣшеніямъ, и на него нельзя пола- гаться въ тѣхъ случаяхъ, когда нужна немедленная поддержка для устраненія угрожающей государству опасности. Слишкоиъ погруженный въ интересы мира и сиокойствія и въ охраненіе неприкосновенности своей личности и имущества, народъ — плохой оцѣн- щнкъ случаевъ, представляющихъ собою государ- ственную опасность, и даже опасность, грозящую его собственнымъ интересамъ, если эта опасность, такъ сказать, не повисла надъ его головой. Народъ неспособенъ обсуждать спокойно обстоятельства, предвидѣть ихъ послѣдствія и вообще обозрѣвать ноложеніе вещей въ цѣломъ; отъ недостатка про- ницательности судить по внѣшности и по тѣмъ впечатлѣніямъ, которыя производить на него то пли другое явленіе. Наклонность къ увлечевію внѣшностью и къ жизни чувствомъ, а не разсудкомъ, сообщаетъ народной массѣ, вообще неуверенной въ себѣ, трусливость. Встрѣчаясь лнцомъ къ лицу съ непредвидѣнною опасностью, народъ теряетъ голову, и его легко за- стращать. Другой очень важный недостатокъ народа, говорить Макіавели, есть неблагодарность. Онъ оцѣнитъ своихъ общественныхъ дѣятелей, пока они ему приносить пользу, и пока блага, которыя они ему создаютъ, онъ видитъ и осязаетъ. Но какъ только ему перестаютъ оказывать услуги, онъ за- бываете о тѣхъ, кто ему оказывалъ ихъ. Рядомъ съ неблагодарностью стоять недовѣрчивость и по- дозрительность. Слишкомъ ревнивый въ охраненін своей чести и имущества, неспособный къ идеаль- ными увлеченіямъ, народъ легко отдается подозри-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1