Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

587 МАКІАВЕЛИ. 538 дельности и не довѣряетъ даже людямъ, оказав- ший. ему дѣйствительныя услуги. Исторія Флоренціа научила Макіавели не довѣ- рять тому слою населенія, который онъ называетъ дворянами. Онъ обзываетъ ихъ хитрыми и ловкнмп властолюбцами, которые пользуются богатствомъ безъ добродѣтели п стремятся только къ тому, что- бы властвовать надъ народомъ. Изучая борьбу пар- тій, Макіавели долженъ былъ прицтп къ такому взгляду. Вельможами Макіавели называетъ луч- шнхъ людей и именитыхъ гражданъ, достпгшихъ ■власти собственными усиліямн п благодаря своимъ заслугамъ. Властолюбіе этихъ лучшихъ людей не грозитъ, по словамъ Макіавели, опасностью госу- дарству, а, напротивъ, оно ему полезно, если дѣятельность ихъ находится подъ контролемъ ■общества. Нужно замѣтить, что Макіавели повсюду и вездѣ отводнтъ первое мѣсто высшпмъ умственнымъ и нравственнымъ начествамъ. Напримѣръ, онъ уста- навливаетъ такую градацію общественнымъ дѣя- телямъ. «Изъ всѣхъ знаменнтыхъ людей, — говорптъ Макіавелп, — всего знаменитѣе основатели и орга- низаторы религій, затѣмъ всѣхъ славнѣе основа- тели республики и государствъ, потомъ наиболь- шая слава принадлежптъ полководцамъ, расши- рившимъ предѣлы своего государства или отече- ства. Къ доблестными людямъ принадлежать так- же ученые, и, такъкакъ ихъ существуетъ нѣсколь- ко родовъ, то каждому принадлежптъ своя доля славы. Изъ безчнсленнаго мноясества остальныхъ людей всякому воздастся похвала сообразно степени его искусства и совершенства. Напротивъ того, по- зорны и гнусны люди, нарушающіе миръ, ниспро- вергающее государство и республику, враги добро- дѣтели, знанія и всякихъ другихъ качествъ, при- носящихъ пользу и честь человѣческому роду. Та- ковы нечестивцы, люди насилія, невѣжды, туне- ядцы, подлецы и нпчтожныя твари. Ни одинъ че- ловѣкъ, ни глупый, ни умный, ни злой, ни добрый, при выборѣ между двумя противоположными чело- веческими качествами не задумается воздать хвалу доблестному и отнестись съ порицаніемъ къ гнус- ному. Однако, почти всякій человѣкъ, ослѣпленный мнпмымъ добромъ или ложною славою, склоненъ сознательно пли безсознательно обольщаться по- верхностнымъ блескомъ людей, заслуживающпхъ скорѣе порпцаиія, чѣмъ похвалы». Понятно, что, понимая такимъ образомъ достоинства п недостатки людей, какъ политическихъ дѣятелей, Макіавели не могъ относиться къ итальянскому дворянству иначе. Въ .другомъ мѣстѣ, по поводу Германіи, Ма- кіавели говорить, что чистота нравовъ и полити- ческая жизнь остались въ этой странѣ потомуне- испорченными, что Германія поддеряшвала у себя поднѣйшее гражданское равенство. «И дабы вы- яснить, что такоедворяне, я говорю, что дворянами называются тѣ, которые живутъ празднодоходами со своихъ пмѣній, не занимаясь ни обработкою по- лей, ни какпмъ либо другимъ полезными занятіемъ. Эти люди вредны во всякой ресиубликѣ н во всякой странѣ, но наиболѣе вредны тѣ изъ ннхъ, которые владѣютъ замками и имѣютъ подданныхъ». Затѣмъ Макіавели замѣчаетъ, что въ неаполитанскомъ ко- ролевствѣ, въ римской области, въ Ломбардіп, въ Романьѣ, только благодаря дворянству, не могъуста- новиться здоровый государственный порядокъ, ибо дворяне — «худшій врагъ всякой гражданственно- сти». Чтобы въ этихъ государствахъ могъ устано- виться порядокъ, остается, по словамъ Макіавелп, одно средство — учредить въ нпхъ королевство съ княземъ во главѣ. Князь — необходимый третій элемента государ- ственнаго общеяіитія. Онъ непзбѣженъ, по словамъ Макіавели, во всякомъ государствѣ, не исключая п республики. VI. Есть три рода правительствъ, — говорить Макіа- вели — монархія, аристократія и народное правле- ніе. Изъ этихъ трехъ впдовъ правленія должны какое нибудь выбрать тѣ, кому приходится устраи- вать общежптіе въ городѣ, давая предпочтеніе пра- вленію, какое покажется для нихъ удобнѣе. «Иные, и притомъ, по мнѣнію многихъ, болѣе мудрые, ду- маютъ, будто видовъ правленія шесть, изъ конхъ три дурны во всѣхъ отношеніяхъ, а трп другіе сами по себѣ хороши, но такъ какъ ихъ трудно поддер- живать, то и они также становятся пагубны. Хо- роши три, уже названныенамн; три другіе выте- каютъ изъ нихъ и дурны, и каждый изъ нихъ такъ похожи на соотвѣтствующій ему хорошій, что они легко переходятъ одинъ въ другой. Монархія легко обращается въ тпранію; арпстократія часто пере- ходить въ правленіе олигархически™ меньшинства; народное правленіе безъ труда превращается въ совершенную распущенность. Такимъ образомъ, за- конодатель, учреждающій въ городѣ одно изъ этихъ трехъ правленій, водворяетъ его ненадолго, по- тому что у него нѣтъ средствапредупредитьпере- ходъ изъ хорошаго въ дурное, такъ какъ здѣсь добро и зло слишкомъ близки другъ къ другу». Затѣмъ Макіавели объясняетъ, какпмъ образомъ совершается вырожденіе государетвенныхъ формъ и учрежденій. По его словамъ, разные виды правленія разви- лись между людьми случайно. Въ началѣ міра, когда людей было немного, они жили разсѣянно, подобно жпвотнымъ. Когда же люди размножились, они, для защиты себя, стали избирать начальника, конечно, наиболѣе сильнаго и храбраго. Затѣмъ, чтобы жить внѣ внутреннпхъ обидъ, они устано- вили законы и учредили наказанія для ихъ на- рушителей. Съ появленіемъ понятія о справедли- вости и правосудіи люди стали избирать въ началь- ники уже не самаго храбраго, а, напротивъ,мудраго и справедливаго. Ирослѣживая дальнѣйіпій поря- докъ государственнаго развптія на греческихъи римскихъ республикахъ, Макіавелп говорить, что «такъ какъ впослѣдствіп вояади сдѣлалпсь наслѣд- ственными, то тотчасъ ate начали вырождаться; покинувъ добродѣтелп своихъ предковъ, они дума- ли, что дѣло князя только затемнять прочихъпыш-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1