Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

541 МАКІАВЕЛП. 542 устойчивости и прочности, какъ такое учрежденіе, которое представляетъ законный псходъ несогла- сіямъ, волнунщпмъ ее вслѣдствіе подобныхъ не- удовольствій». И затѣмъ Макіавели приводить пзъ Тита Ливія разсказъ о Коріолаиѣ. Коріоланъ, врагъ народной партіи, думая наказать народъ и отнять у него власть, предлагалъ заставить его голодать. Народъ, узнавъ объ этомъ, задумалъ убить его мятежнически при выходѣ пзъ сената, и это бы случилось, еслибы трибуны не потребовалп Коріолана къ суду. Хотя Макіавели былъ практическій мыслитель и не отличался наклонностью къ пдеалпзаціи, но тѣмъ не менѣе все то, что онъ говорить о респу- блик въ предполагаемой имъ смѣшанной формѣ, имѣетъ почти характеръ апологіи, Въ республикѣ, предлагаемой Макіавели, власть находится въ рукахъ выборнаго князя, вельможъ и представителей народа. Отдѣльныя функціп рас- предѣлены такимъ образомъ, что элементы упра- вленія дополняютъ и контролируютъ другъ друга. Недостатки народа сглаживаются, потому что онъ лишь выбираетъ главу государства и должност- ныхъ лидъ и контролируетъ ихъ, но не принимаетъ участія въ такпхъ дѣйствіяхъ, гдѣ требуются бы- строта, энергія, разсудительнссть п осмотритель- ность. Властолюбіе вельможъ не опасно, потому что они дѣйствуютъ подъ контролемъ. Наконецъ, и не- достатки единоличной власти князя смягчаются отчасти короткимъ срокомъ, на который онъ вы- бирается, а частью и другими условіями, преду- преждающими злоупотребленія. По словааъ Макіавели, устроенная такимъ спо- собомъ республика удовлетворяетъ полнее всего главному условію общежитія — прочности, потому что вѣтъ такого класса, который бы не принималъ участія въ управденіи. Всѣ законный желанія на- ходятъ себѣ полное удовлетворевіе; всѣ способные граждане встрѣчаютъ полный доступъ къ поче- стямъ и отличіямъ. Такъ какъ всѣмъ хорошо, то каждый любптъ свою родину, дорожитъ ея честью и благоденствіемъ; каждый чувствуетъ себя само- стоятельнымъ и независимымъ и получаетъ возна- гражденіе за свои труды и заслуги и въ этомъ счи- таетъ себя обязанвымъ только себѣ и государству. Слѣдствіемъ подобныхъ отношеній въ гражданахъ развивается чувство собственнаго достоинства, а лесть и низкопоклонство псчезаютъ, какъ никому не- нужный. По словамъ Макіавелп, республика отыс- киваетъ добродѣтель, гдѣ бы она ни находилась, открываетъ каждому доступъ — къ почестямъ; все, что способно жить, жпветъ въ ней полной и цѣль- ной жизнью, и жизнь народныхъ силъ течетъ ши- рокимъ русломъ. VII. Этотъ идеалъ общаго блага Макіавели хотѣлъ осуществить въ Италін, и въ тѣхъ совѣтахъ, ко- торые онъ излагаетъ въ «Ннязѣ», онъ даетъ необ- ходимыя, по его мнѣнію, указанія будущему ея правителю. Въ послѣдней главѣ «Князя» Макіа- веди говоритъ, обращаясь къ Лоренцо Медичи: «Если для того, чтобы понять божественную силу Моисея, необходимо знать, въ какомъ рабстве на- ходился израиль въ Египтѣ; чтобы оцѣнпть высо- кую храбрость Кира, надо знать, въ какомъ угно- теніи жили персы подъ владычествомъ мпдянъ; чтобы прославить подвигъ Тезея, нужно имѣть по- нятіе о разрозненности аѳинянъ,— точно такъ и для возбужденія всей силы итальянскаго духа не- обходимо показать, въ какомъ положеніи онъ те- перь находится, — показать, что онъ въ болыпемъ рабствѣ, чѣмъ евреи, угнетеннѣе персовъ, разроз- неннѣе аѳинянъ,— безъ главы, безъ порядка, уг- нетенъ, ограбленъ, разъединевъ, втоптанъ въ грязь и обремененъ разнаго рода бѣдствіями. И хотя, ко- нечно, время отъ времени проявляются свѣтлыя мгновенія, показывающія, что освобожденіе воз- можно, но до сихъ норъ еще нѣтъ у насъ горячо- желаннаго успѣха, и мы страстно ожидаемъ того, кто бы положилъ конецъ опустошенію Ломбардіи, грабежамъ въ королевствѣ и въ Тосканѣ и псцѣ- лилъ эти гноящіяся язвы. Каждый слышптъ, какъ народъ умоляетъ Господа, чтобы Онъ послалъ ему освобожденіе изъ-подъ позорнаго ига чужеземцевъ; каждый видитъ, какъ готовъ онъ (народъ) следо- вать за знаменемъ, еслибы нашелся человѣкъ, ко- торый вооружнлъ бы его; но до сихъ поръ не яв- лялся еще человѣкъ, который бы возбуждалъ такія основательныя надежды, какъ вашъ знаменитый домъ, одаренный величіемъ духа и счастіемъ отъ Бога и церкви, кормило которой онъ держитъ те- перь въ рукахъ своихъ, — онъ легче всѣхъ могъ бы сдѣлаться вождемъ въ борьбѣ за свободу. И хотя тѣ герои-освободители (которыхъ Макіавели по- ставить въ образецъ Лоренцо) были люди чудные и рѣдкіе, но все таки люди, и ихъ предпріятія бы- ли не священнѣе и не справедливее вашихъ, а по- ложеніе ихъ далеко не такъ благопрілтно, какъ то, въ которомъ вы находитесь. Справедливее этого дѣла быть не можетъ: здѣсь война необходима, да- же священна, и нѣтъ надежды пи на что другое, кроме нея. Нужда настоятельная, а вмѣстѣ съ тѣмъ и трудность-то не такъ велика, если толь- ко все будешь идти мною указаннымъ об- разомъ', знаменія и чудеса предвѣщаютъ спасе- те, остальное зависитъ отъ васъ...» И вотъ эти знаменія и чудеса рисуются уже въ вообраліеніа Макіавели, рисуется передъ нимъ и образъ князя, который будетъ идти по указанному имъ пути, іі онъ, обращаясь къ этому воображаемому спаси- телю, раскрываетъ передъ нимъ славу и всеобщую любовь, съ которой его встрѣтятъ повсюду освобо- жденные итальянцы. «Съ какою любовью встре- тили бы такого освободителя во всѣхъ провинціяхъ, пострадавшихъ отъ этихъ наводневій иноплемен- никовъ, съ какой жаждой мщевія, съ какой непо- колебимой вѣрностыо, съ какой преданностью и сле- зами восторга!— восклицаетъ Макіавели. — Какія бы ворота не отворились передъ нпмъ, какіе бы на- роды не захотѣли повиноваться ему, какое италь- янское сердце не летѣло бы ему восторженно на- встречу? Всѣмъ ненавистно чужеземное иго, пусть же вашъ знаменитый домъ съ отвагою и надеждою

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1