Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

545 И А К II В 1 I И. 546 стями, что человѣкъ, умѣющіп хорошо лгать, все- гда вайдетъ достаточно легковѣрныхъ людей, охот- но поддающихся обману». Совѣты дѣйствптелъно вполнѣ итальянскіе! И, какъ бы въ подкрѣпленіе вѣрностп своего вывода, Макіавели ссылается на папу Александра VI, который всю свою жизнь только и дѣлалъ, что лгалъ и обманывалъ, не стѣсняясь никакими поводами. Мысль его была по- стоянно занята отыскпвавіемъ новыхъ способовъ и случаевъ къ обману, и менаду тѣмъ не было въ ыірѣ человека, который умѣлъ бы лучше его убѣ- дпть другихъ въ пстпнѣ того, что оиъ считалъдля себя выгоднымъ. Чѣмъ меньше было у него жела- нія что нибудь исполнить, тѣмъ болѣе оиъ давалъ обѣщаній и клятвъ. «Зная хорошо человѣческое сердце, онъ не соннѣвался, что всегда найдутся люди, которкхъ ему легко удастся обмануть». По словамъ Макіавели, князю совсѣмъ п не нуж- но обладать хорошими качествами; хорошія ка- чества могутъ быть даже иногда вредны, тогда какъ притворство н личина обладанія чрезвычайно полезны. Князю очень важно умѣть представлять- ся милосерднымъ, вѣрнымъ своему слову, человѣ- колюбпвъшъ, релпгіознымъ, откровеннымъ, быть же такинъ на самомъ дѣлѣ невредно только въ та- комъ случаѣ, если князь съ подобными качествами сумѣетъ, въ случаѣ надобности, заглушить пхъ и выказать совершенно противоположный. Князьямъ, управляющпмъ вновь возникающими монархіями, — здѣсь Макіавели какъ бы прямо указываешь на Ита- лію, — бываетъ невозможно согласовать свой образъ дѣйствій съ требованіямп нравственности. Они ча- сто должны поступать противъ законовъ совѣстп, милосердія, человѣколюбія и даже противъ рели- пи. Князь долженъ измѣнять свои убѣзкденія со- образно обстоятельствамъ, если возможно — не избѣ- гать честнаго пути, но, въ случаѣ надобности, при- бѣгать и къ безчестнымъ средствамъ. Особенно важно, по маѣнію Макіавели, чтобы князья при- творялись благочестивыми, потому что толпа обык- новенно увлекается внѣшностью и успѣхомъ, а міръ представляетъ толпу. «Въ наше время, — говорить Макіавелп, — существуешь государь, назвать кото- раго я не считаю позволительнымъ (Фердинавдъ- католикъ), который на словахъ — само благочестіе ц первый другь мира, но на дѣлѣ давно бы поте- рялъ свое государство, еслибы вроводилъ въ жизнь эти убѣжденія». Конечно, эти правила, которыя Макіавели пред- лагаешь Лоренцо Медичи съ увѣренностыо, что онъ будешь слѣдовать пмъ, можетъ быть, и справедли- во возмущали чувство нравственности не только лю- дей нашего времени, но и современниковъ Макіаве- лп, но не слѣдуетъ забывать той цѣли, къ которой стремился Макіавелп. Макіавели, будучи искрен- нимъ республиканцемъ, находилъ, что свободный государственный строй неосуществимъвъ совре- менной ему Италіи, и единственное средство для изгяанія пноземцевъи возстановленія порядка вп- дѣлъ въ абсолютнзмѣ. Но абсолютная монархія не была конечной цѣлыо Макіавели. Лоренцо Медичи былъ ему нуженъ для того, чтобы приготовить почву для будущаго свободнаго государства. Но прп всей своей кажущейся практичности Макіа- вели оказался такимъ же мечтателемъ, какъ и тѣ псторическіе писатели, которыхъ онъ укорялъ въ идеализмѣ. Справедливо замѣчаетъ г. Алексѣевъ, что нельзя предположить, чтобы тирань, пользую- щійся средствами, указанными въ dl Principe», по- давляющей всякую свободу въ странѣ и основываю- щей свою власть на безпощадномъ угнетеніи наро- да, — чтобы такой тирань обновплъ государствен- ную жизнь Италіи и расчпстилъ ей путь къ поли- тической свободѣ. Но еслибы и нашелся такой князь, то, спрашивается, могъ ли народъ, про- шедший его суровую школу, стать сразу свобод- нымъ и поддерживать порядокъ, созданный тира- ническими . средствами? Если тиранія, по мнѣнію того же Макіавелп, только портить народъ, то какъ же она внезапно, какпмъ-то чудомъ научить его тому понимание общественнаго блага, которое Ма- кіавели счптаетъ основою внутренняго процвѣта- вія народовъ? Какъ Макіавелп жестоко ошибся въ выборѣ средствъ, которыя онъ предлагалъ Италіп, так- же ошибся онъ и въ Лоренцо Медичи, за котораго онъ ухватился, какъ хватается за солоневку уто- пающій. «II Principe» было принято Лоренцо Ме- дичи холодно, и ни идеи Макіавели. не нашли рукъ для ихъ выполненія, ни самъ Макіавели не былъ призванъ къ участію въ государственныхъ дѣлахъ. Онъ умеръ въ 1527 г., на 58 году своей жизни, умеръ никѣмъ нелюбимый, всѣмп презираемый, а между тѣмъ безнрпстрастный цѣнптель его поступ- ишь, Джовани Бузини, говорить намъ, что «онъ лю- бплъ свободу болѣе, чѣмъ обыкновенной любовью». И посмертная слава его была похожа на его счастіе прп жизни ; то его превозносили выше его заслугъ, то его унижали, какъ только можно унижать чело- вѣка. Тѣло велпчайшаго пзъ патріотовъ Италіи погребено въ церкви Santo Сгосе во Флоренціп. По проекту одного англичанина, великій герцогь Лео- польдъ . поставилъ надъ его гробомъ памятникъ съ слѣдующеп простой надписью: «Tanto nomini nul- lum par elogium», — для такого имени всякая по- хвала излишня.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1