Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

553 ПИСЬМА О ВОСПИТАНІИ. 554 замолчите, не оскорбляйте тѣхъ, кто такъ любитъ васъ!.. Но не ко мнѣ, добрыя женщины, обращай- тесь съ этимъупрекомъ. Я понимаювасъ, п въ ка- ждой изъ васъ я чувствую свою мать... Счастливое дѣтство съ его пѣнками и сладкими булками, и съ ласкамп матери, п съ его рѣдкпми гривенниками, п съ его теплойлежанкой, п съ его кошкой, которая теплѣе лежанки, и съ его сказками, которыя теперь уже не запимаютъ... Я понимаю васъ, добрыя жен- щины; еще раньше Дарвина, опытомъ своей несча- стной жизни, вы узналп, что жизнь есть борьба за существованіе. Какъ медвѣдицы, вы засѣлп въ своихъ берлогахъ п оберегали свопхъ медвѣжатъ. Вы учили ихъ жизни, а научить жизни значилодля васъ застраховать ихъ отъ всѣхъ будущпхъ опас- ностей. Каждую изъ васъ пугало что нибудь; ка- ждая впдѣла въ жизни свои опасности, испытала своп страданія, свои неудачп, свои разочарованія п свои горести, и каждая изъ васъ хотѣла вручить дѣ- тямъ талисманъ своей опытности. Вѣдь только пото- му, что вы такъ любите своего Петю, вы прогнали се- минариста-развивателя;только потому, что вы лю- бите своего сына, вы внушали ему, что онъ — Ива- новъ; только потому, что вы любите своего сына, вы совеѣмъ не обращали на него вниманія и дали ему полную свободу; только потому, что вы любите своего сына, вы кормили его жирными пѣнками п сладкими булками; только потому, что вы любите своего сына, вы завертывалиего въ хлопчатую бу- магу и на ночь завивали въ папильотки; все, что вы ни дѣлали, вы дѣлалн потому, что любили сво- ихъ дѣтей. Но отчего лее мы такъ худы, если вы насътакъ любили? Отчего же намъ нужны лучшія матери, чѣмъ были ими вы? Значить одной любви мало, и, любя своихъ дѣтей, можно создавать изъ нихъ дурныхъ людей, можно быть дурной матерью, можно быть не больше, какъ чадолюбивой медвѣ- дицей. Вы и были медвѣдицами, и изъ своихъ доче- рей вы создали тоже будущихъ медвѣдицъ. Кого воспитывать. Какія бы мы ни дѣлалп глупости со своими дѣтьмп, намъ всегда кажется, что мы ихъ воспи- тываешь. Маменькамъ, пожалуй, можно было бы простить это невинное заблужденіе, еслибы онѣ не спорили. — Скажите, что вамъ не нравится? Вы находите, что я слишкомъ кутаю своего сына? Но знаетели вы, какое у него слабое горло? Вы гово- рите, зачѣмъ я его не пріучала къ холоду рвнѣе? Но знаетели, что я пробовала пріучать, и всегда кончалось простудой? Вамъ не нравится, что онъ одѣтъ въ . бархатную куртку и панталоны, но знаете ли, что я сшила ихъ изъ своего стараго платья, котораго уже давно не ношу? Вы говорите, зачѣмъ я беру репетитора, но снъ и съ репетито- ромъ получаетъвъ гимназіи единицы... — И есть же еще такіе нѣмцы-педагоги, которые говорятъ: «на- учите женщину радостямъ дѣтской!» Милыя ма- меньки, вы загубили насъ своею любовью, — дайте намъ хотя немножко ума и общественныхъ чуветвъ! «Когда сошлись бойцы, — разсказываетъ Титъ Ли- СОЧИНЕНІЯ Н. В. ШЕЛГУНОВА. Т. I. вій, — когда сверкнули обнаженные мечи — дрожь пробѣжала по зрптелянъ...» Вы знаете эту ието- рію: это — опнсаніе битвы гораціевъ и куріаціевъ. Послѣ битвы римское войско, съ Гораціемъ во главѣ, вступило въ Римъ. У Капенскихъ воротъ встрѣтила Горація его сестра— невѣста одного изъ убнтыхъ куріаціевъ, и, увпдѣвъ на плечахъ брата плащъ своего жениха, распустилаволосы, зарыдала и начала призывать имя убптаго. Горацін выхва- тплъ мечъ и поразилъ сестру. «Такъ иди же ты къ своему жениху, — сказалъ онъ, — если для него ты забыла своихъ убитыхъ братьевъ и свое отече- ство. Пусть погибнетъ такъ и каждая римлянка, которая занлачетъ о врагѣ». Да, нужно имѣть каменное сердце, чтобы убить родную сестру! И въ древнемъ Рпмѣ мы встрѣчаемъ цѣлый рядъ та- кихъ каменныхъсердецъ. Горацій, Сцеволла, Грак- хи, даже Марій, Сулла, ІІомпей... Когда Марій былъ заключёнъ въ темницу и къ нему пршпелъ палачъ, Марій взглянулъ на него своимъ огнен- нымъ взглядомъ и спросилъ: «Достанетъ ли у тебя силы убить Кая Марія?» У дпкаго германца выпалъ топоръ изъ рукъ. Какіе все люди и какія времена! Мы переживаемъ уже другія чувства, и въ насъ живутъ другія стремленія. Цивилизація, желѣзныя дорога, гуманность, дешевый ептецъ и бархатъ; бѣдные римляне, вы не знали не только желѣзныхъ дорогъ, но вы не знали даже рессорныхъ экипажей и не носили голландскаго полотна! Но зато вы жили однпмъ чувствомъ и одной идеей, тогда какъ у насъ семьдесятъ мплліоновъ чуветвъ и семьде- ситъ милліоновъ идей. Еслибы завтра случился всемірный потопъ, мы не позаботились бы о такой мелочи, лишь бы наши берлоги былн на вершинѣ Арарата. Да, Горацій былъ камень!.. Конечно, не отецъ, а мать даетъ у насъ воспи- таніе дѣтямъ, но, увы! все, что насъ дѣлаетъ людь- ми, мы узнаемъ не дома, а гдѣ-то въ другомъ мѣ- стѣ и много послѣ домашняго воспитанія. Действи- тельно, мы сохраняемъ свѣтлое воспомпнаніе о сво- ихъ ыатеряхъ, но не потому, чтобы это было вос- поминаніе самое лучшее, а потому, что оно самое первое; оно оставляетъ первый слѣдъ въ нашей памяти, а первые слѣды — самыепрочные. Вотъ по- чему человѣкъ въ глубокой старостисмутновспо- ішнаетъ даже потрясающія блпжайшія событія своей жизни п совершенноотчетливо представляетъ себѣ свою разсказчпцу-няню, теплую лежанку и мурлыкающую кошку, хотя эти впечатлѣнія оста- вили совершенно безразличный слѣдъ въ его чув- ствѣ и не имѣли ровно никакого вліянія на его.по - слѣдующую жизнь. Одного этого психологическаго закона совершенно достаточно, чтобы убѣдиться въ ошибочности женской теоріп «свѣтлыхъ воспо- мпнаній»; но я могу привестии другое доказатель- ство. Когда въ зрѣломъ возрастѣ слагаются твер- дый представленія; когда собственнымъ разумомъ оцѣнишь всѣ пережитые факты и выработаешь себѣ принципы, какъ часто суровыя п неуклонный пра- вила суроваго отца дійствуютъ на насъ съ боль- шею обаятельностью, чѣмъ всѣ воеиомпнанія о жир- ныхъ пѣнкахъ п сладкихъ булкахъ доброй и ласко- 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1