Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

555 СТАТЬИ ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКІЯ. 565 вой матери! Въ этихъ суровыхъ правилахъ выиски- ваешь себѣ провѣрку поведеяія, руководящую нить; въ нихъ облекаешься, какъ въ броню, чтобы стать лицомъ къ лицу съ опасностью, тогда какъ свѣтлыя восиомпнанія о ласкѣ служатъ утѣшеніемъ въ мо- менгъ упадка духа, когда чувствуешь себя однно- кимъ, забытымъ, несчастнымъ, страдающимъ. Они хороши только для поддержанія пассивнаго муже- ства, но дѣйствуютъ всегда на эгоистическое чув- ство. И матери жестоко ошибаются, перенося всѣ свои заботы о восиитаніп на одинъ ласковый уходъ. Говорятъ, у велпкихъ людей были зааѣчательныя матери. Это значить, что великіе люди, кромѣ ла- сковыхъ словъ, слышали отъ своихъ матерей еще и другія. Въ этихъ-то другпхъ словахъ и заклю- чается весь секреть восиитанія и основанія для «свѣтлыхъ воспоминаній». Что такое воспнтаніе, и кого намъ нужно воспи- тать изъ нашихъ дѣтей? Было время, когда суро- вая Спарта убивала слабыхъ дѣтей, а остальныхъ кормила черной похлебкой и сѣкла каждую суб- боту, — создавались Леониды. Снартанедъ не боялся смерти, какъ теперешвій японецъ; онъ былъ гордъ и независпнъ. Женщины были такія же, какъ мужчи- ны, и награждали своею любовью только героевъ... Римъ! Но и Римъ, какъ Спарта, находилъ карканье чернаго ворона плѣнительнѣе пѣнія соловья и знался только съ царственными яшвотньшп. У римлянина были идея и нравственная сила: опъ, не морщась, сжигалъ руку по локоть, чтобы спасти отечество, и римская матрона гордилась только такими сы- новьями, именами которыхъ писалась исторія. Выли времена! Но развѣ исторія кончилась..? Оте- чество! Но развѣ отечество было только у грековъ и римлянъ, а у теперешнихъ людей его нѣтъ? Когда прошли мрачные средніе вѣка, и снова проснувшаяся человѣческая мысль дала помысламъ болѣе широ- кій размахъ — слово «отечество» получило опять свой таинственный, мистпческій, но въ то же время шевелящій и возбуждающій смыслъ. Отечество!.. Сколько сердецъ заставляетъ биться это слово, и какъ разно бьются всѣ эти сердца! Амернканскихъ патріотовъ оно заставляетъ объявить войну Англіи, а французы, съ крикомъ: «отечество въ опасно- сти», берутъ штурмомъ Бастилію и провозглашаютъ республику. Андрей Гоферъ, во имя отечества, уми- раегь за австрійскаго императора; рейнскіе нѣмцы, во имя отечества, прпнпмаютъ съ восторгоыъ На- полеона, а Штапъ, во имя того же нѣмецкаго оте- чества, хочетъ убить Наполеона. Итальянцы, во имя отечества, возстаютъ противъ австрійцевъ, а австрійцы, во имя отечества, подавляютъ итальян- скія возстанія и заключаютъ итальянскихъ патріо- товъ въ казематы. Героини Суліотки, во имя оте- чества, танцуютъ своп послѣдній танецъ смерти и кидаются въ пропасть, чтобы не достаться туркамъ, а турки, во имя отечества, освѣщаютъ заревомъ пожара эту страшную сцену и ликуютъ о гибели измѣннпковъ. А Миссолонги! Новѣйшая исторія не знаетъ ничего подобнаго этому героизму и звѣрской безжалостности осаждавшихъ. Когда городъ пред- ставлялъ уже кучу развалинъ; когда все, что можно было ѣсть, было съѣдено. осажденные рѣшились пробиться черезъ турецко-египетское войско. Всѣ, кто былъ въ состояніи идти, пошелъ на послѣднюю вылазку, только больные, раненые и старые оста-, лись въ городѣ. Женщины, подвязавъ грудныхъ дѣтей за спину, мальчики, дѣвочки, безоружные ремесленники двинулись, окруженные ничтожною военною силою, въ глухую ночь, на враговъ. Только немногимъ удалось пробиться, вее остальное пало подъ оружіемъ звѣрскаго войска Ибрагима; городъ выжженъ до основанія, больные и раненые пере- биты, а женщины, взятыя въ плѣнъ, проданы въ рабство. Европа содрогнулась отъ этихъ ужасовъ. Вотъ это патріотизмъ, вотъ это любовь къ отече- ству! Но почему же патріотизнъ только въ этомъ, и развѣ 'отечество отстаивается только съ оружіемъ въ рукахъ? Когда Иванъ Гусъ проповѣдывалъ но- вое ученіе, развѣ не во имя отечества онъ дѣй- ствовалъ? Когда его осудили на сожженіе, развѣ не во имя отечества былъ произнесешь приговоръ? Когда какая-то старуха подложила горящую го- ловню подъ его костеръ, развѣ не во имя отечества сдѣлала она это? Когда Мартинъ Лютеръ началъ реформацію, развѣ ие во имя отечества онъ про- клялъ папу, и развѣ не во пмя отечества папа про- клялъ его? Когда Тиллп, Валенштепнъ, Папенгеймъ опустошали Германію, развѣ не во имя отечества дѣлали они это, и развѣ не во имя отечества пхъ билъ Густавъ Адольфъ? Развѣ не во пмя отечества дѣйствовали всякая революція п всякая реакція? Развѣ не во имя отечества южные амерпканскіе штаты воевали съ сѣверными? Развѣ не во имя отечества классицизмъ стремится подчинить все своей идеѣ, и развѣ не во имя отечества выступаетъ противъ него протестующей романтизмъ? Развѣ не во пмя отечества Вашпнгтонъ отвергъ предложен- ную ему корону, и развѣ не во имя отечества фран- цузскіе легитимисты провозгласили бы теперь Ген- риха А ? Развѣ не во пмя отечества аристократизмъ борется съ демократизмомъ, третье сословіе свергло во Франціп дворянство, а четвертое сословіе хочетч. свергнуть буржуазию? Развѣ не во пмя отечества совершилось у насъ освобожденіе крестьянъ, и развѣ не во имя отечества слышатся теперь отзывы, что реформы сдѣланы слишкомъ рано?.. Бѣдяыя женщины! Когда васъ окружаетъ этотъ нестройный хоръ раздирающихъ иротиворѣчій, и когда каждый отчизнолюбецъ предлагаетъ въ видѣ воспитательнаго образца свой собственный патріо- тизмъ, вы должны находиться въ положеніп не- опытнаго покупателя, разрываемаго на базарѣ шумною толпою торговокъ. Не васъ жаль въ этомъ случаѣ, а жаль вашихъ бѣдныхъ малютокъ, по- тому что первый ловкій пройдоха можетъ обма- нуть васъ, и вы, счастливыя и довольныя, нанесете домой всякаго хлама, гнпли п лохмотьевъ и, одѣвъ своихъ дѣтей въ рубище, будете воображать ихъ царскими дѣтьми. Когда левъ поручплъ воспитаніе сына своему другу орлу, и когда орелъ научилъ его всѣмъ птичьимъ напѣвамъ— -отъ орла до пере-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1