Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

557 ПИСЬМА О ВОСПИТАЛИ. 558 пелки, то ахнулъ царь и весь звѣриный свѣтъ, потому что важнѣйшая наука: Знать свойства своего народа И выгоды земли своей. Если эта мысль правильная, то вы должны вос- питывать своихъ дѣтей для своей страны. Но, Боже мой, сколько странъ на свѣтѣ, и сколько поэтому должно быть разныхъ воспптаній! Оставпмъ въ по- коѣ Патагонію, острова Товарищества и эскимо- совъ; но въ самомъ цивюшзованномъ мірѣ, въ са- мой цивилизованной Европѣ какое ыногообразіе условіп жизни, стремленій, ближайшпхъ задачъ, ко- торый преслѣдуютъ народы! Францѵзъ, воспитан- ный во Франціи, будетъ себя чувствовать несча- стнымъ въ Германіи, нѣмецъ. — во Франціи, грекъ — въ Турціп, турокъ — въ Италіи, итальянецъ- — въ Пруссіп, а русскін — повсюду. Германія семьдесятъ лѣтъ воспитывалась въ національномъ направлепіп, чтобы отомстить Франціи за Наполеона I, а те- перь французы воспитываютъ себя въ томъ же направленіи, чтобы отомстить нѣмцаиъ. Чехи и поляки точно также выростаютъ въ національной ненависти къ нѣмцамъ, и каждая полька, каждая чешка учитъ своихъ дѣтей ненавпдѣть враговъ. Нѣмцы, съ своей стороны, съ холоднымъ и язви- тельнымъ злорадствомъ относятся къ угнетеннымъ ■славяиамъ, считая себя бозкьпмъ народомъ, прп- званиымъ сказать міру новое слово и занять всѣ земли, гдѣ только произносится нѣмецкое слово. Какая ужасная путаница! И внутри каждой страны происходить еще большая путаница. Въ открытой ли борьбѣ мпѣній высказывается она, въ затаен- номъ ли, подавленномъ протестѣ, пли въ пассивномъ безмолвін — трудность вопроса о воспптаніи не na- il ѣняется. Кого жо въ самомъ дѣлѣ воспитывать? Ни для одного народа разрѣшеніе этого спорнаго вопроса не представляетъ такихъ трудностей, какъ для насъ, и ни для одного народа онъ не имѣетъ такой важности. Вслибы, относясь критически къ нашему воспитанно, мы стали укорять его въ от- сутствіи цѣлей и идеаловъ, такая оцѣнка была бы невѣрной. Правда, русскія матери не воспитываютъ изъ своихъ сыновей ни Гракховъ, ни Муціевъ Сце- волъ, ни Юліевъ Дезарей, ни Ганнибаловъ, нп Ва- ішшгтоновъ, ни ІІиттовъ, ни Грантовъ, но едва ли справедливо утверждать, чтобы онѣ не желали со- здать изъ нихъ Меттерниховъ, дипломатовъ и ге- нераловъ. И у нашихъ матерей такое же огромное честолюбіе, какъ у знаменвтыхъ римскпхъ ігатронъ, и если Корнелія гордилась тѣмъ, что ея дѣтп умерли за справедливую и патріотпческую идею, наши матери уиѣютъ гордиться тѣмъ, что пхъ дѣтп дѣлаютъ блестящія карьеры и въ очень раннемъ возрастѣ получаютъ узке большое содерзкаиіе. Когда нѣмецкіе педагоги доказываютъ, что цѣль воспптанія сдѣлать человѣка счастливымъ, они, вѣ- роятно, дуіііаіотъ о русскихъ матеряхъ. И дѣйстви- тельно, все воспптаыіе русскпхъ матерей устре- млено на то, гтобы сдѣлать своихъ дѣтеіі счастли- выми. Но что такое счастье? Діогенъ считалъ себя гораздо счастливѣе Александра Македонскаго, и Иванъ Гусъ не считалъ себя несчастнымъ, когда его жгли. Въ одной русской дѣтской кнпжкѣ есть разсказъ о двѣнадцатплѣтнемъ барабанщикѣ французской республиканской арміи, Жозефѣ Барра. Его окру- зкили кородевскія войска и подъ угрозой смерти заставили кричать: «да здравствуетъ король», но Барра все таки закричалъ: «да здравствуетъ рес- публика» и упалъ, пронзенный двадцатью пулями. Вслѣдъ затѣмъ русская дѣтская книзкка приба- вляетъ: «Такой же ирнмѣръ геройской смерти былъ и въ королевской арміи лѣтъ за тридцать до по- двига маленькаго барабанщика арыіп республикан- ской». Я не знаю, что думаютъ дѣти, когда имъ представляютъ подобные примѣры, но, во всякомъ случаѣ, они не должны быть высокаго мнѣнія о долѣ барабанщиковъ, которые могутъ кричать все, что имъ угодно, и ихъ все таки разстрѣлпваютъ. Всмо- тритесь близке въ этотъ примѣръ, и вы увидите, что въ воспитательномъ пріемѣ русскихъ матерей онъ возведенъ въ обобщенный принцппъ. Счастье пмѣетъ для насъ только матеріалыіый смыслъ: оно для насъ физическое довольство, обезпеченное по- лозкеніе, блестящая карьера и выгодная женитьба. Мы учпмъ своихъ дѣтей не тому, что они долзкны дѣлать, а тому, чего они не должны дѣлать. Такъ какъ Жозефъ Барра погибъ потому, что кричалъ: «да здравствуетъ республика», а другой барабан- щикъ — за то, что онъ кричалъ: «да здравствуетъ король», то мы учимъ своихъ дѣтей не кричать нп того, ни другого, и они, не зная, что имъ кричать, выростаютъ глухонѣмыми. Въ воспитаніи нашихъ матерей силенъ только одпнъ элемента — страховой: каждая по своему смотрптъ на счастье, и каэкдая воспитываетъ своихъ дѣтей въ идеяхъ этого отно- сительнаго счастья. Наши идеалы такъ своеобразны и мизерны, что насъ рѣшительно не понимаютъ ино- странцы; скажите американцу, что вы — «почетный гражданпнъ», и анерпкапецъ съ гордостью протя- нетъ вамъ руку: ему представится будущій пре- зидента Сѣверо-Американскаго Союза; нашихъ на- дворныхъ совѣтнпковъ нѣмцы совешреняо серьезно припимаютъ за совѣтниковъ двора, а статскпхъ со- вѣтшіковъ — за члеиовъ государственнаго совѣта. Иностранная точка зрѣнія неизвѣстна еще ни одной русской матери, и купчиха, мечтающая вывести своего сына въ почетные гразкдане, ирезкде всего учитъ его покорности, повпновенію и послушанію. Конечно, я не стапу обвинять теперешнихъ рус- скпхъ матерей, что не онѣ создали русскую исторію, но ихъ нельзя же оправдывать и въ томъ, что по- четнымъ гражданпномъ онѣ представляютъ себѣ только купца 1-й гильдіп. Если руескія матери не создали русской псторіп, онѣ все таки долзкны по- нимать ее, и если онѣ не понимали ея въ первое тысячелѣтіе, — имъ надо начать понимать ее во второе. Но мы, родившіеся и воспптавшіеся въ пер- вое тысячелѣтіе, не бросимъ укоромъ въ нашихъ матерей. Ивыя времена, иные нравы, иные идеалы! Мы даже больше цѣнпмъ такихъ матерей перваго тысячелѣтія, у которыхъ не было нпкакнхъ идеа- 21*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1