Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

XLIX L и нова можетъ служить прекрасною отрицатель- ною ил люстр аціѳй ко всему вышесказанному, Если обстоятельства времени шестндѳся- тыхъ годовъ создали свою литературу, то бы нынѣшнія наши условія выдвигаютъ свою, Ни для кого не тайна, что идеалы въ наше время оскудѣли какъ въ отношеніи, такъ ько сказать, объема, такъ и въ отношеніи ин- I тѳнсивности. Это признаютъ и «восьмиде- бы сятники», которые дѣлаютъ даже современ- ную скудость идеаловъ отправнымъ пунктомъ своихъ литѳратурно-критическихъ и публици- стическихъ соображеній. Не споритъ, конечно, въ и Шелгуновъ, но онъ приглашаетъ принять не всѣ тѣ выводы, которые логически отсюда вытѳкаютъ. О наличности какой нибудь об- щественной задачи, которая соединяла .бы въ себѣ грандіозность замысла съ обще- признанною возможностью нѳмедденнаго ис- полненія, нечего въ наше время и говорить, Нѣтъ такой задачи. Но нѣтъ и гораздо меньшаго. А за отоутствіемъ общедоступ- а ѣ ныхъ точекъ нриложѳнія для крупныхъ та- лантовъ, горячей проповѣди, страстной дѣя- ЬІ . тельности, на сцену выступаетъ вялая, хо- годная, безцвѣтная посредственность. Не то, чтобы русская земля такъ ужъ оскудѣла, чт0 въ не ® перестали подростать энергиче- В у. скіе и даровитые люди,— но, во-пѳрвыхъ, зна- . чительная часть ихъ остается, по разнымъ причинами, не у дѣлъ, а во-вторыхъ, хотя появляются, время отъ времени, новые та- я _ ланты и въ литературѣ, но они немедленно от . получаютъ общій отпечатокъ тусклости и во . безразличия. Это-то, можетъ быть, и неизбѣж- ное, но, во всякомъ случаѣ, печальное поло- ее женіе вещей «новое литературное поколѣніе» по . возводить въ принципъ. Придавленное, при- гнетенное фактомъ, оно безсильно противопо- съ ставить ему идею. Оно косится на всякіе КП сколько нибудь широкіе идеалы и рѣшительно 0 отрицаетъ «героизмъ». Оно желаетъ «реа- билитировать дѣйствительность» и съ этою цѣлью ищетъ въ ней «свѣтлыхъ явленій» и и «бодрящихъ впечатлѣній». Оно неспособно та расцѣнивать явленія жизни по ихъ нрав- ѳ ственно-политическому значенію, и эту свою дтп неспособность возводить въ принципъ, кото- д рому усваивается названіе «пантеизма», — _ дескать, всѣ явленія, великія и ничтожныя, гнусныяивозвышенныя, одинаково подлежать лишь созерцанш, а не нравственному суду. Разъясненіе всего этого читатель найдетъ у Шелгунова. Я только обращаю ваше вни- маніе на позицію, занятую имъ въ этой по- лемик. Вѣрный себѣ и традиціямъ шести- десятыхъ годовъ, онъ не отрицаетъ и не подрумяниваетъ факта блѣдности нашей жиз- ни. «Да, — говорить онъ,— вы правы: факти- чески, теперешнее время — не время широ- кихъ задачъ, а время мелочей, маленькихъ мыслей и несущественныхъ споровъ; вы са- ми, своею блѣдн остью, слишкомъ наглядно евидѣтельствуете объ этомъ». Но, опять таки вѣрный себѣ и шѳстидесятымъ годамъ, ІНѳл- гуновъ не считаетъ нужнымъ преклоняться передъ фактомъ только потому, чтоонъфактъ. Онъ желалъ бы, чтобы эта мертвенная блѣд- ность замѣнилась румянцемъ стыда, радости, негодованія, вообще игрой живыхъ красокъ, а не подрумянивалась разными ad hoc, изоб- рѣтекными «пантеизмами», теоріямп «свѣт- лыхъ явленій» и т. п. Въ этомъ подрумя- ненномъ видѣ она есть, по его мнѣнію, «по- пуляризація общественнаго индиферентизма» и «школа общественнаго разврата, кото- рая, несомяѣнно, принесетъ свои плоды въ будущемъ, а можетъ быть, приносить ихъ уже и теперь». Читатель обратить вниманіѳ на то, что Шелгуновъ отнюдь не отрицаетъ «свѣтлыхъ явленій» въ русской жизни. Если онъ, какъ я думаю, и преувеличиваетъ опасности, ко- торыми грозить дѣятельность «новаго литѳ- ратурнаго покодѣнія», то, вообще говоря, мрачный взглядъ на вещи ему совсѣмъ не- свойственъ. Не отрицаетъ онъ свѣтлыхъ явленій вообще, не отрицаетъ и большин- ства тѣхъ, на который указываютъ его про- тивники, — онъ требуетъ только, чтобы этимъ свѣтлымъ явленіямъ, равно какъ и тѣмъ, о которыхъ онъ самъ говорить, было от- ведено надлежащее мѣсто. Но понятно, что и по существу дѣла обѣ стороны далеко не всегда сходятся въ оцѣнкѣ какъ свѣтлыхъ, такъ и мрачныхъ явлѳній. Для примѣра укажу на покойнаго Гаршина, котораго Шел- гуновъ относить къ числу свѣтлыхъ явле- ній, а «новое литературное поколѣніе» съ прискорбіемъ зачисляетъ въ списокъ белле- тристовъ, «продолжавшихъ традиціи про- шлаго». Вообще, «новое литературное поколѣ- ніе» цѣнитъ свѣтлыя явленія постольку, по- скольку они, такъ или иначе, прямо или кос-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1