Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

'561 ПИСЬМА О ВОСПИТАНІИ. 562 бу, что никакая посторонняя сила не помѣшаетъ честнымъ порывамъ вашего сердца. Сама неудач- ная попытка создать типы новыхъ людей доказы- ваетъ, что для полнаго типа нѣтъ еще у насъ ма- теріаловъ, в что для общей гражданской мелодіи не выработалось ни одной музыкальной фразы, ни ■ одного музыкальнаго мотива, — все это были только потуги мысли и чувства, пзвѣстнын пророческій идеализмъ, вызываемый одними порывами духа, но не пмѣющій крѣпкпхъ корней въ самой жпзни. Историческая жизнь создаетъ свои идеалы вѣка- ми, н чтобы выработались Собакевичъ и Чпчиковъ, нужно было существовать чиновничеству и крѣпо- стному праву цѣлыя столѣтія. А мы па другой же день освобожденіл захотѣли имѣть совершенно но- выхъ люден. Такой роскоши нельзя требовать даже отъ американцевъ. Франція, при всей даровитости своего народа, цѣлое столѣтіе вырабатываетъ себѣ новыя формы жизни и создаетъ для этихъ формъ новыхъ людей, и насколько ей это удалось — вы можете суднть по теперешнему французскому несо- гласно. Если у васъ есть сила создавать людей — создавайте, но у васъ ея иѣтъ, и потому предо- ставьте имъ создаться самимъ. Вы знаете только свое прошлое, но ваше прошлое не есть законъ бу- дущаго н не обязательно для вашихъ дѣтей. Нѣлцы воспитывали себя семьдесятъ лѣтъ, чтобы отомстить французамъ, и дѣйствительно пмъ отомстпли. Исто- рія вписала эти страницы кровью французовъ, и Франція не успокоится, пока не напишетъ столько же страннцъ кровью нѣмцевъ. Но что выигрываютъ прогрессъ и свобода? Кому послѣ французско-нѣ- мецкой войны стало въ Европѣ лучше? Навязывая дѣтямъ свои тенденціи, свои пред- взятыя идеи и убѣжденія, мы создаемъ пзъ нихъ рабовъ, а не свободныхъ людей; мы только мѣняемъ ливреи рабства, по не творимъ людей, которые должны думать п дѣпствовать по своему и сами должны создать свои обстоятельства. Воспитаніе не въ томъ, чтобы вылѣпить людей въ готовый формы и дать пмъ готовую инструкцію для поведенія: воспптавіе — въ томъ, чтобы раз- вить въ людяхъ средства для безошибочнаго вы- вода. Наши дѣтп должны быть лучше насъ, и мы .должны воспитывать ихъ лучшими людьми. Не мы создадимъ факты пхъ жпзни — создадутъ ихъ они сами, и фактовъ этпхъ будетъ у нихъ больше, чѣмъ ихъ было у насъ. Если мы разовьемъ въ сво- ихъ дѣтяхъ всѣ средства для вѣрнаго наблюденія, вѣрной оцѣнки и вѣрнаго вывода, мы выпустимъ ихъ въ жизнь во всеорулсіи средствъ для борьбы «ъ тѣмъ вѣковымъ зломъ, противоположная сто- рона котораго зовется прогрессомъ. Если .вы вос- питаете такого борца — вы создадите гражданина. Чеге не знаютъ женщины. Объективность, которую мы требуемъ отъ вос- питания, пріобрѣтается вовсе не такъ легко. Обвиняя матерей въ томъ, чго онѣ передаютъ дѣтямъ свои предвзятая идеи, мы очень хорошо понимаемъ, какъ трудно отъ нихъ освободиться, какъ трудно, а для многпхъ п совершенно невоз- можно, выдѣлпть идеи своего личнаго, частнаго опыта изъ идей, которыя формулируетъ наука. Наука, конечно, не даетъ готовыхъ понятій по многимъ вопросамъ жпзни. Отвѣты ея точны и несомнѣнны въ однихъ пололштельныхъ знаніяхъ. Астрономія, математика, физика, химія, удовле- творяя умъ вполнѣ, въ тоже время служатъ только матеріаломъ для выработки понятій высшаго по- рядка. Но затѣмъ остаются цѣлыя области вѣдѣ- нія, которыя многимъ представляются слишкомъ спорными, — напримѣръ, всѣ науки, пзслѣдующія общественную жизнь и общественный отношенія, — нсторія, политическая экономія. Но если эти зна- нія и представляютъ просвѣты, если эти просвѣты наполняются гипотезами, то всетаки гипотезы нытлпваго передового человѣческаго ума слѣдуетъ поставить выше лпчныхъ гппотезъ на основаніи мелочнаго огранпченнаго опыта. А между тѣмъ воспитаніе дѣтей мы ведемъ именно этнмъ обратнымъ порядкомъ; свой личный опытъ и свой личный ограниченный матеріалъ мы ста- впмъ выше научнаго опыта, п идеи, формируемый знаніемъ, мы усиливаемся замѣнпть понятіямп, выработанными своими личными средствами. Въ насъ даже жпветъ безвѣріе къ наукѣ, и такъ называемые практнческіе люди обзываютъ фанта- зіями все то, что не можетъ быть осуществлено или превращено въ осязаемую пользу немедленно. Они вамъ не возразятъ ничего ни противъ матема- тики, ни противъ географіи, ни противъ одного изъ тѣхъ хлѣбныхъ знаній, которыя даютъ сред- ства къ жизни; но какъ только вашъ крптическій умъ переходить въ сферу .болѣе широкихъ идей, какъ только вы коснетесь понятій общественнаго порядка, умъ нрактнческихъ матерей отказывается слѣдовать за вамп въ эту невѣдомую для нихъ об- ласть; ваши вопросы остаются безъ отвѣта, и вашъ пытливый умъ паралнзуютъ сдерживающими сен- тенціями практическая благоразумія. И послѣ этого 'родители еще удивляются, что дѣти отказы- ваются отъ умственнаго съ ниып общенія и дер- жать себя съ замкнутой осторожностью!.. Воспитательное несчастіе нашпхъ матерей за- ключается именно въ томъ, что онѣ считаютъ не- погрѣшпмыми только свой личный опытъ и свое личное знаніе. Онѣ непогрѣшпмы и совершенны и не желаютъ ничего большая, . какъ сдѣлать своихъ дѣтей такими же, какъ онѣ! Но что такое вашъ частный, женскій опытъ? Какпми фактами онъ создается? Изъ какой области человѣческихъ отноіпеній формируются ваши поня- тія? Вашъ женскій опытъ есть только опытъ се- мейной лданп, опытъ, извлекаемый изъ безконеч- наго ряда мелочныхъ фактовъ, дрязгъ, непріятно- стей, разныхъ нрактнческихъ иеустройствъ п не- урядицъ, постоянно оттягпвающихъ мысль въ са- мую ограниченную и скудную область нонятін и идей. Идей! Точно это и въ самомъ дѣлѣ идеи! Для женщины общественная жизнь — -когда она отправляется въ гости, въ концерта, театръ, на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1