Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

56В СТАТЬИ ОВЩЕСТВЕННО-ВЕДАГОГИЧЕСКІЯ. 564 балъ, на общественное гулянье. Эго высшій пре- дѣлъ, до котораго достнгаетъ женская мысль. И въ какомъ же кругѣ идей вращается здѣсь бѣдная женская мысль? Какъ все, что ей приходится усваи- вать, мелочно, ничтожно и глупо! И въ то же время мы не кинемъ камнемъ въ женщину, въ эту буду- щую жену и мать. Мысль требуегъ пищи, какъ тре- буетъ пищи тѣло; если нѣтъ пищи здоровой, вы бе- рете то, что у васъ иодъ руками. Мысль, ограни- ченная узкой сферой, дѣлаетъ точно также свое дѣло, и разница лишь въ томъ, что въ ограниченной сферѣ получаются ограниченные результаты. Сколько погибло способностей, не знавшпхъ дру- гой, бодѣе широкой сферы умственной дѣятельности! Для прогресса человѣчества менѣе важно, что по- гибло много мужски хъ способностей, и болѣе важно, что погибалибезъ полезнаго результата женскія умственныя силы. Не мужчина- — руководитель дѣтей, и не голосъ отца первенствуетьвъ домашнемъ вос- питаніп. Но еще дѣвушкой, въ своемъ отчемъ до- мѣ, будущая жена и мать погружается въ прак- тику повседневныхъ мелочей, впдитъ лишь факты самаго ничтожнаго свойства, и ея мысль съ первыхъ своихъ шаговъ усвапваетъ неискоренимую привычку вращаться только въ сферѣ мелочного. Нельзя представить себѣ ничего болѣе жалкаго, ограниченнаго, стѣсняющаго и загупляющаго, какъ женское воспитаніе. Какое ничтожество интересовъ, какая ограниченность кругозора, какая мелочность чувствъ и мыслей! И такая женщина, ставъ женою и матерью, взявъ въ свои руки кормило домашняго правленія, — только рѣзче, смѣлѣе и самостоятель- нѣе идетъ по тому пути, по которому шла дѣвуш- кой. О матери, матери! Мы васъ не проклинаемъ, но васъ не за что и благословлять! Вы сами ничего не знаете, вы сами ни о чемъ не думали, васъ ни- кто никогда не училъ этому — ни жизнь, ни ваша собственная мать, а потому и вамъ сампмъ нечего передать своимъ дѣтямъ! И какое заблужденіе обвинять во всемъ внѣшнія общественныя вліянія! Скажите, кто создаетъ ихъ? Вы хотите, чтобы васъ создавали обстоятельства, но зачѣмъ же вы-то сами не хотите создать обстоя- тельствъ? Для васъ нѣтъ интересавъ обществен- ныхъ пдеяхъ не потому, чтобы не было пищи для нихъ вокругъ васъ, а потому, что вашъ умъ не вос- питался въ прпвычкѣ ихъ усваивать и ими жить. Вы отдаетесь только теченію той практической вол- ны, которая васъ несетъ,и съ вѣчной, нескончаемой пассивностью ждете, чтобы кто нибудь другой отво- рилъ вамъ врата жизни, а сами для этого вы ни за что не встанете со своего насиженнаго мѣста. Кого винить — вашпхъ матерей, вашихъ бабушекъ, всю наслѣдственную традицію, изъ поколѣнія въ поко- лѣніе убивавшую женскую самостоятельность, жен- скую активность? Нѣтъ, неправда. Мы не отрп- цаемъ вліянія наслѣдственности и традиціп; но она вовсе не такая помѣха женскому развптію. Кто отрпцаеть женскія способности, кто отрицаетъ жен- скую энергію и стойкость, кто отрицаетъ нравствен- ную силу женщины и ея наклонность ко властитель- ству? Никто. Спросите мужей: они лучше всѣхъ знаютъ нравственную силу женщины. Но женснкій умъ былъ направленъне на то: ограниченностьжен- скаго мышленія происходптъ не отъ ограниченности женскихъ способностей, а отъ ограниченностина- правленія мысли. Въ послѣднія десять-пятнадцать лѣтъ «женскій вонросъ» произвелъ необыкновенное возбужденіе между русскими женщинами. Но зъ томъ видѣ, какъ онъ установился, онъ одностороненъ, мелоченъ и жалокъ. «Весь женскій вопросъ» свелся къ исклю- чительному экономизму, къ погонѣ за экономической самостоятельностью. «Женскій вопросъ» вышелъ хлѣбнымъ вопросомъ, и неясность руководящаго на- чала придалаему характеръпошлости и пустоты. Теперь даже стыдноговорить о «женскомъ вопросѣ», такъ онъ надоѣлъ всѣмъ своей безсодержатель- ностыо, Одно только ясно въ «женскомъ вопросѣ», — что женщина желаетъ учиться, и что энергія, съ ка- кой женщина преслѣдуетъ свою цѣль, заставляетъ преклониться съ удпвленіемъ передъ женской нрав- ственнойсилой, которой никто не ожидалъ. Но если мы отнесемсякъ женской погонѣ за на- укой съ холоднымъ критическимъ взглядомъ, то увп- дпмъ, что въ этой ногонѣ нѣтъ ничего ясно сознан- наго, точно обдуманнаго и строго соглашеннагосъ нравственной природой женщины. Поэтому погоня за наукой является какимъ-то смутнымъпорывомъ, чѣмъ-то неопредѣленнымъ и во многихъ случаяхъ комически-смѣшнымъ. Я знаю многихъ дѣвушекъ, и молодыхъ, и немолодыхъ; я знаю замужнпхъжен- щпнъ, имѣющихъ взрослыхъ дочерей, которыя учат- ся настойчиво англійскому языку. Съ какимъ усер- діемъ онѣ ходятъ и долбятъ: We are told... We are told... We are told... Но спросите ихъ, для чего онѣ это дѣлаютъ, и онѣ вамъ не отвѣтятъ. Онѣ учатся «такъ», по какой-то непонятной, томящей ихъ жаждѣ дѣя- тельности. Я знаю дѣвушекъ, которыя настойчиво учились французскому языку, выучились ему и затѣмъ начали его забывать, потому что имъ не къ чему приложить своего знанія. Съ сожалѣніемъ сообщаютъ онѣ вамъ, что знапіе языка у нпхъ вы- паряется, и что онѣ лишены возможности практики.. «Да вы читайте вслухъ, — это еще лучше, чѣмъ гово- рить!» — отвѣчаете вы имъ, — «Ахъ, эта мысль мнѣ не приходила въ голову», — возражаетъ дѣ- вушка. И именно учащіяся дѣвушки только учатся, но мыслей у нихъ нѣтъ. Ученье не просвѣщаетъ ихъ понятій, не создаетъ имъ новыхъ идей, не ос- вѣжаетъ и не обновляетъ ихъ нравственнаго рга- низма. Онѣ складываютъ знанія въ себѣ, какъ въ. мѣшокъ, и остаются завязанными мѣшками, такими же безполезнымп для общественнаго сознанія и для общественно-прогресспвнаго движенія, какими онѣ были и безъ науки. Я знаю дѣвушекъ, очень усердно изучающпхъ ариѳметику. Посмотрите на энергію, съ какой разрѣшаютъ онѣ, задачи изъ за- дачника Иваницкаго . «Я уягасно люблю заниматься математикой, — такъ пріятно допытываться и ду- мать», — говорятъ онѣ вамъ. Но что выигрываетъ ваше общественное чувство и мысль, если вы раз- рѣшите всѣ арпѳметическія задачи всѣхъ русскихъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1