Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

569 ПИСЬМА О ВОСПИТАНІИ. 566 задачвиковъ? Я знаю дѣвушекъ, которыя съ такимъ же сладострастіемъ мысли учатъ геометрйо, и тѣ женщины, которыя ея никогда не учили, смотрятъ на нпхъ съ благоговѣніемъ и даже страхомъ. Бѣд- ныя, бѣдныя! Зачѣмъ вааъ геояетрія? Будете вы учительницей? Нѣтъ. Или вы будете учить свойхъ — маленьких! сестеръ, помогать своими, братьямъ гимназистамъ? Это хорошо, но вѣдь этого мало. Я знаю дѣвушекъ, которыя кидаются то на стеногра- фію, то на нѣмецкій языкъ, то на англійскій; я знаю дѣвушекъ, которыя учатся акушерству, музы- кѣ, пѣнію — частью «такъ», частью, чтобы пріобрѣсть себѣ хлѣбное знаніе. Я встрѣчалъ много дѣвушекъ и яшщинъ, недовольныхъ ограниченностью свопхъ научныхъ свѣдѣній; но я еще не видѣлъ ни одной, которая была бы недовольна своими общими воз- зрѣніями, общими понятіями, которая бы сознавала ограниченность, узость и скудость свойхъ идей. Мы учимся акушерству, математикѣ, физикѣ, языками, стенографіи, итальянской бухгалтерш, телеграфной сигналистикѣ; въ послѣднее время мы ударились даже въ юриспруденцию и римское право, — знанія все похвальный, хлѣбныя, но кто изъ насъ чптаетъ и изучаетъ исторію, физіологію, психологію; кто изъ насъ читаетъ и изучаетъ науку о человѣкѣ, объ обществѣ? Никто. Мы точно хотимъ быть только спеціалистами и ремесленниками, но не хотимъ быть ни людьми, ни членами гражданскаго общества, ни самостоятельными нравственными единицами, внося- щими свои идеи въ сокровищницу общественной мысли. Общечеловѣческое для насъ не существуетъ, точно общечеловѣческая идея превышаетъ наши умственныя средства, и мы накидываемся исключи- тельно на однѣ притупляющія спеціальностп, не желая расширять кругозора свойхъ идей и понятій. Конечно, это моментъ переходный — мы его пере- живемъ, но грустно, что онъ тянется пятнадцать лѣтъ, и до спх?ъ поръ женская мысль не доросла до своей поправки. Будьте, чѣмъ хотите,- — докторами, акушерками, спгналистками, провизорами, учительницами; но пре- жде всего будьте людьми, женщинами; готовьтесь быть матерями. Я говорю о женщпнѣ-матери не въ узкомъ смыслѣ насѣдки, высиживающей цыплятъ, а какъ о жевщинѣ-граяданкѣ, проникнутой идеями высшаго порядка, понимающей связь семьи съ обще- ствомъ, понимающей, что семья есть основная ячейка всего гражданскаго общежитія, и воспиты- вающей свопхъ дѣтей для этого общежптія. Изучай- те человѣка, изучайте общество, думайте въ гра- жданскомъ направленін, и вы воспитаете въ свойхъ дѣтяхъ такихъ людей, въ которыхъ нуждаетсяжизнь, ' и сами встанете на высшую точку вліятельнаго общественнаго полозкенія. Ариѳметпка, итальянская бухгалтерія и даже юрпспруденція никогдане ока- яіутъ вамъ такой услуги. Бенеке совершенно справедливо называетъ вос- питаніе прикладной психологіей, и такое опредѣле- ніе.даетъ намъ еще больше права утверждать, что первенствующая воспитательная роль прпнадле- жптъ женщинѣ. Женщины незнакомы съ психологіей научнымъ, систематическимъ путемъ, но, вслѣдствіе своего подначальнаго, зависпмаго полояіенія, онѣ чаще, чѣмъ мужчины, замыкаются и наблюдаютъ свои собственные душевные процессы. Самонаблюденіе вырабатываете въ ясенщинахъ такъ называемый психологическій тактъ, извѣстное умѣнье читать и безошибочно опредѣлять чужія нравственныя состоя нія, такъ сказать, читать чужую душу. Психологическій тактъ дается, конечно, не всѣмъ женщинамъ, потому что онъ есть не возведенный въ научное сознаніе результате наблюденій за со- бою и оцѣнка свопхъ внутреннихъ процессовъ, ко- торые затѣмъ и прилагаются къ другимъ. У муж- чинъ пспхологическій инстинкте развитъ гораздо слабѣе, и тѣмъ слабѣе, чѣмъ имъ приходится мень- ше наблюдать себя, чѣмъ меньше они играютъ об- щественную роль и долясны дѣйствовать на дру- гпхъ. Но ораторъ, публицисте, литераторъ и пе- дагоги немыслимы безъ психологическаго такта, безъ умѣнья читать чужую душу и действовать на нее. Женщина, лишенная способности понимать человѣческую душу, не пмѣетъ права быть ни ма- терью, ни воспитательницей. Слѣдовательно, при той невольной психологиче- ской подготовке, которой владѣютъ женщины, имъ остается уже немного, чтобы познакомиться съ этой основной наукой воспитанія. Первое мѣсто, конеч- но, занимаете способность наблюдать надъ собою и надъ другими, потому что только изъ фактовъ, почерпнутыхъ лпчнымъ наблюденіемъ, можно со- здать и развить въ себѣ способность понимать дру- гого. Способность этого понпманія вовсе не при- рожденная геніальность, а простое выработанное знаніе, пріобрѣтаемое также, какъ и всякое зна- ніе, т. е. богатствомъ подмѣченныхъ фактовъ и вѣрной ихъ оцѣнкой. За личнымъ наблюденіемъ слѣдуетъ чтеніе психологических! сочиненій, ко- торыя помогают! понимать многіе неясные для са- мого себя процессы, а вмѣстѣ съ тѣмъ и мысли да- ютъ психологическое наиравленіе. Если вы хотите быть настоящей воспитательницей, прежде всего познакомьтесь съ пспхологіей — наблюдайте, читай- те и думайте въ психологическом! направленіи. Безъ изученія человѣческой души невозмолшо вос- питаніе человѣка, ибо воспитать человѣка значите воспитать его душу. Законченной науки психологіи еще несуществуете, но вѣдь нѣтъ и законченной медицины,- — однако, ко- гза вы хвораете, вы посылаете за докторомъ. Тѣмъ не менѣе, всетаки лучше пользоваться опытами и положеніями незаконченной науки, чѣмъ своими личными, несовершенными знаніями и иаблюде- ніями. Въ самомъ несовершенном! воспптаніп вы пользуетесь психологическими указаніями, такъ сказать, зачатками науки, которую вы сами со- здали; система наказанія, поощренія, воспита- тельная теорія «свѣтлыхъ воспоминаній», теорія «ласки», педантическое воспитаніе «умныхъ» дѣ- тей созданы вами на психологических! основа- ніяхъ, на извѣстномъ знаніи человѣческой души. При самомъ дурномъ воспитавіп вы не обходитесь безъ психологіи- — но только вашей личной, непол-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1