Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

567 СТАТЬИ ОБЩЕСТВЕ II НО-ПЕДАГОГИЧЕСКІЯ. 568 ной и, можетъ быть, ошибочной. Обратитесь лучше къ помощи психологіп научной. Новейшая психологія создалась методомъ есте- ствознанья — душа изучается опытомъ и наблюде- ніемъ. Но психологпческій опытъ существенноот- личается отъ опыта еетественнаго. Въ естество- знаніи изслѣдуются и наблюдаются предметы внѣш- няго міра, прп изслѣдованіи же души мы должны употреблять опытъ внутренній. Душа изучается только самосознаніемъ, оцѣнкой своихъ собствсн- ныхъ внутреннихъ душевныхъ сосгояній п про- цессовъ. Процессы, совершающіеся въ другихъ, мы можемъ познавать только посредственно,по тѣмъ внѣшнимъ прпзнакамъ, — словалъ, выраженію лица, дѣйствіямъ, — которыми обнаруживаются въ нпхъ извѣстныя психологическія состоянія. Чтобы понять этп процессы, мы должны подвестиихъ подъ свое личное сознаніе; мы понпмаемъ другого только потому, что научились понимать себя. Вотъ причина, почему прп оцѣнкѣ чужого пспхическаго состоянія легко делать ошибки. И, несмотря на это, психологія должна дать результаты болѣе точные, чѣмъ другія знанія. Внѣшній міръ мы знаемъне такпмъ, ісаковъ онъ есть въ действительности, а какпмъ онъ намъ представляется. Мы не можемъ узнать вещей, какими онѣ существуютъсамипо себе, — мы знаемъ ихъ только такими, какими онѣ наиъ кажутся; но въ психологіп, наблюдая свою собственную душу, мы узнаемъ не то, что намъ кажется, а что проис- ходить въ насъ въ действительности. Неполнота теперешнихъ психологическихъ зна- ній п наблюденій не противоречите этой мысли, а скорѣе подтверждаетъ ее, особенно если обра- тить вниманіе на методы теперешнягои прежняго психологическаго изслѣдованія. Прежняя пспхо- логія творилась метафизическимъ путемъ, путемъ голаго умозрительнаго изслѣдованія,' и она пришла къ результатамъ, которые новая опытная психологія отрицаетъ. Напрпиѣръ, метафизическая психоло- гія признавала, что человѣкъ является на свѣтъ уже съ готовыми, прирожденными способностями. Новѣйшая опытная психологія говорить, что въ человѣкѣ нѣтъ ни прирожденнаго разсудка, ни прирожденнаго ума, ни прирожденнаго воображе- нія. Еслибы этп способности мѣлпсь въ человѣкѣ въ готовомъ видѣ, онѣ обнаружились бы уже въ ребенкѣ. Но въ ребенкѣ, напротивъ, мы не нахо- димъ нпчего, кромѣ способности воспринимать внѣшнія впечатлѣнія. Только уже впослѣдствіи, когда ребенокъ восприяялъ цѣлую массу повто- ряющихся впечатлѣній, онъ научается понимать, сравнивать, судить, думать. Если у ребенка нѣтъ способности пли надлежаіцихъ средствъ восприни- мать извѣстныя впечатлѣнія, у него никогда не явятся соотвѣтствующія сузкденія. Составить себѣ понятія о цвѣтахъ пли звукахъ можетъ только чело- вѣкъ, не лишенный органовъ зрѣнія и слуха. Поэтому опытная психологія говорить, что чело- вѣкъ является только съ известными силами вос- пріятія, и только этиип силами создается п форми- руется душа. Итакъ, человѣкъ родится только съ извѣ- стными силами, воспринимающими внѣшнія впечат- лѣнія. Этп воспринимающая сплы называютъ чув- ствомъ и чувство раздѣляютъ на внѣшнее и внут- реннее. Внѣшнія впечатлѣнія человѣкъ восприни- маете особенными внѣшними тѣлесными органами. Чувственный аппаратъ состоите пзъ трехъ элемен- товъ — наружнаго органа, нерва, соединяющаго этотъ наружный органъ съ головнымъ мозгомъ, и части головного мозга, соединяющейся своими нервными клѣточкамп съ нервомъ. Человѣкъ воспринимаете внѣшнія впечатлѣнія внѣшнпми органами, затѣмъ эти впечатлѣнія передаются нервомъ мозгу п пере- рабатываются психпческпмъ непзвѣстнымъ намъ процессомъ въ ощущеніе. Первое внѣшнее впеча- тлѣніе создается нзвѣстнымъ раздраженіемъ, кото- рое производите внѣшняя среда на наши органы. Такъ, свѣтъ мы воепринимаемъ черезъ посредство колебаній светового эфира, производящаго раздра- женіе глаза, звуки — колебаніемъ воздуха, раздра- жающаго слуховой аппаратъ, вкусъ, запахъ — мо- лекулярньшъ движеніемъ веществъ, раздражаю- щихъ полость рта и органа обонянія. Но среда, производящая этп раздражепія, остается всегда одной внѣшней действующей средой. Она всегда остается внѣ насъ, она никогда не входите въ насъ и ограничиваете свою деятельность однпмъ внеш- нпмъ, наружнымъ воздействіенъ. Поэтому-то мы никогда и не можете знать действптельныхъ свойствъ или соетояній насъ раздражающихъ силъ природы п познаемъихъ лишь въ переработанномъ виде, познаемъ пхъ, какъ результате нашего мы- шленія, какъ продукте воспринятаго впечатленія, превратпвшагося въ ощущеніе. Короче, мы по- знаемъ только свой внутренній процессъ, а вовсе не матерію, возбудившую ощущеніе, потому что эта матерія доходите до нашей души не въ своемъ естественномъ виде, а действуешь только какъ известная сила, какъ фермента, приводящій въ дви- я:еніе нашъ психическій аппаратъ. Итакъ, матеріалъ, необходимый для внутрен- ней психической деятельности, душа усваиваете посредствомъ своего физическаго аппарата. Изъ этого возникаютъ два научныхъ положенія. Пер- вое: аппаратъ, создающій ощущеніе, долженъ быть здоровъ, не поврежденъ, и второе: матеріалъ, разъ усвоенный душою, можетъ ею перерабатываться, если даже самый аппаратъ испорченъ. Человекъ, родившійся зрячимъ, но впоследствіи лишившійся зренія, навсегда yate владеете темъ душевнымъ познаніемъ светового ощущенія, которое онъ прі- обрелъ. Раздражите такому человеку зрительный нервъ, и въ немъ явится световое ощущеніе, тогда ' какъ у человека слепого отъ рожденія светового ощущенія нельзя вызвать никакими средствами. Следовательно, психическая деятельность есть соб- твенно внутренняя сила душевнаго аппарата, воспринимающаго внѣшнія впечатленія. Безъ этихъ впечатленій онъ не можетъ действовать: мы не моасемъ видеть впотьмахъ, не мозкемъ припомнить того, чего никогда не слышали, не можемъ слы- шать звука, если воздухъ не колеблется.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1