Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

569 письма о воспитан і п. 570 Внѣшнія чувства дѣлятъ на высшія и низшія. Къ высшимъ принадлежать зрѣніе и слухъ; къ нпз- шимъ — обоняніе, вкусъ и общее чувство или общая чувствительность, которой мы ощущаемъ голодъ, жажду, холодъ, усталость, боль. Осязаніе зани- маетъкакъ бы среднее мѣсто. У людей, одарен- ных! не поврежденными органамивысшихъ чувствъ, зосканіе не играетъ первенствующей роли, но, на- примѣръ, у слѣныхъ отъ рожденія оно служить почти главнымъ проводником! при составленіп представленій и сужденія. Шуллера доводят! ося- заніе до такого совершенства, что ощупью разли- чают! карты. Дѣленіе чувствъ на высшія и низшія основано на томъ, что только при посредствѣ высшихъ чувствъ человѣкъ достигает!высшаго развптія. Зрѣніе играетъ прп этомь первую роль. Только воспринятое зрѣніемъ удерживается въ насъ прочнѣе всего. Слухъ уже вторая способность. Когдадѣти ышатъ какой нпбудь звукъ, они не удовлетв оря- ются однимъ вызванным! имъ ощущеніенъ п не- премѣнно оборачиваются, чтобы увидѣть предмета, нроизводящій звукъ. Когда мы слушаемъ оратора или нроповѣдннка, мы не удовлетворяемся его сло- вами, а хотимъ видѣть и самого говорящаго. Люди съ дурнымъ зрѣніемъ и слухомъ никогдане дости- гают! полнагоумственнаго развитія. Причина мало- умія заключается именно въ несовершенствѣ аппаратов!высшихъ чувствъ, которое неазбѣжно сопровождает! недостаточное развитіе мозга. Всѣ наши понятія и умозаключенія составляются только вслѣдствіе дѣятельности высшпхъ чувствъ. Боль- шинство словъ въ языкѣ каждаго народа относится именнокъ ощущеніямъ и представленіямъ, вызывае- мым! зрѣніемъ и слухомъ. Пизшія чувства, напро- тив!, дають человѣку очень ограниченный запасъ словъ. Какія въ самомъ дѣлѣ понятія даютъ намъ обоняніе и вкусъ? Понятіе о горькомъ, сладкомъ, соленомъ, кисломъ, вонючемъ, пахучемъ и т. д. Но возьмите всю остальную область понятій, — юна рѣ- шительно безпредѣльна: въ ней вращается весь ду- ховный человѣкъ, и сколько въ этихъ словахъ раз- ных! оттѣнковъ и степеней, указывающих! на разно- образіе нашихъ ощущенін и предсгавлеяій! Кромѣ разной сплы воспріятія, разница въ выс- шпхъ и низшихъ чувствах! заключается еще и въ сплѣ этихъ воспріятій. То, что мы усваиваем! зрѣ- ніемъ и слухомъ, удеряшвается въ насъ прочнѣе всего; только потому мы и помнияъ лучше то, что видѣлн и слышали. Но зрѣнію принадлежит!пер- венствующее мѣсто. Мы гораздо крѣпче удерживаем! то, что видѣлп, чѣмъ то, что слышали пли читали. Одинъ слухъ никогданеудовлетворяет! насъвполнѣ, и, если возможно, мы шцемъ поддержки въ зрѣніи. На этой прочности воспріятія внечатлѣній зрѣніемъ основана вся методанагляднаго обученія. Почему иллюстрированныя изданія нмѣютъ такой успѣхъ? Только потому, что зрѣніе есть главный, основной органъ, помогающій не только легчайшему форми- рованію иредставленій, но и самыхъпрочныхъ пред- ставленій. Удержанное въ памяти при посредствѣ зрѣнія забывается гораздо труднѣе, чѣмъ удержан- ное въ памяти при посредствѣ другихъ чувствъ Слухъ по своей удерживающей силѣ занимает! вто- рое мѣсто. Какая въ этомъ случаѣ разнпца съ низ- шими чувствами? Развѣ мы запоминаем! прочно вкусъ кушаній или запахъ цвѣтовъ? Попытайтесь представить себѣ вкусъ уксуса или зажаренной кот- леты, вкусъ щей, каши, ппрожнаго; попытайтесь представитьзапахъ розы, левкоя, резеды, кероси- на, или ощущенія холода, тепла, сырости. Рѣиш- тельно невозможно, п невозможно только потому, что впечатлѣнія, воспрпнимаемыя низшими чув- ствами,не удерживаются въ насъсъ такою точностью, какъ впечатлѣнія, воспринимаемый высшими чув- ствами, и потому не могутъ переработаться нашимъ душевнымъ аппаратом! въ такомъ совершенствѣ. Вслѣдствіе этого чувство зрѣнія считается высшимъ центральным! чувством!, и за нимъ стоить слухъ. Но сила воспріятія, зависящая при нормальном! состояніп органов! чувства отъ воспринимающей и перерабатывающей силы души, зависит! таюке отъ степени развнтій самнхъ органов! пли, вѣрнѣе, отъ ихъ впечатлительности. Сила воспріимчивости бы- вает! различная не только у разныхъ людей, но и въ отдѣльныхъ чувствахъ одного и того же чело- вѣка. Одни люди отличаются необыкновенно тон- ким! слухомъ и слышать такіе звуки, которые для другихъ совершенно не слышны. Другіе отличают- ся необыкновенно острымъ зрѣніемъ. У третьих! слухъ гораздо развитѣе ихъ зрѣнія или обратно. Четвертым! недоступны всѣ впечатлѣнія одного ро- да чувствъ; такъ, есть люди, представляющее себѣ невѣрно извѣстные цвѣта, напримѣръ, невосприни- мающіе ощущенія цвѣта краснаго, зеленаго, ма- линоваго. Острота или тупость впечатлительности отражается непосредственно на дальнѣйшей дѣя- тельности душевнаго аппарата, потому что если впечатлѣнія не могутъ быть восприняты съ извѣ- стною необходимою сплою, то получатся и слабые ду- шевные результаты. Человѣкъ, лишенный тонкаго, впечатлптельнаго слуха, никакъ не достигнет! пол- наго музыкальнаго развптія; человѣкъ со сла- бым! зрѣніемъ не выработаетъ въ себѣ никогда настоящей силы наблюдательности; человѣкъ съ субъективным! ощущеніемъ цвѣтовъ не можетъ быть живописцем!. Но слабое впечатлѣніе можетъ и не зависѣть отъ силы органовъ и сплъдуши. Ни одно виечаглѣніе, даже при самыхъ острыхъорганахъ, не подѣйствуетъ на душу съ полнымъ результатом!, если впечат- лѣніе было слабо само по себѣ или недостаточно продолжительно, чтобъ оставить въ душевномъ ап- паратѣ прочный слѣдъ. Вотъ почему для прочнаго воспріятія извѣстныхъ впечатлѣній нужно повто- рительное ихъ дѣйствіе, нерѣдко очень настойчи- вое и учащенное. Во всякомъ случаѣ, однако, проч- ность воспріятія зависптъ отъ силы души, отъ энергіи тѣхъ основъ, которымп воспринимаются и перерабатываются впечатлѣнія. Когда эта сила велика, когда всѣ воспринятая впечатлѣнія удер- живаются прочно, продолжительно, тогда и такъ называемая память отличается зѣрностью, точ- ностью и устойчивостью. Въ обратном! слуаѣ, —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1