Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

573 ПИСЬМА О ВОСПИТАН. I И. 574 слѣдовъ, — они утрачиваются. Такое состояніемы пс- пытываемъ, напрпмѣръ, на блестящемъ балѣ, нако- торомъ намъ было весело, въ концертѣ, доставившемъ намъ большое удовольствіе, въ разговорѣ, подѣй- ствовавшемъ на подъемъ нашего духа и возбудив- шемъ энергію душевнаго аппарата. То, что утра- тилось, — то пропало безслѣдно, и только то нор- мально, что сохранилось въ нашей душѣ. При избыточномъ и часто повторяющемся впе- чатлѣніп является чувство иресыщенія; одна и та же повторяющаяся мысль, одинъ п тотъ же повто- ряющійся музыкальный мотивъ, одно и то ate об- щество, еслп оно не вносить въ нашу душу новыхъ элементовъ сознанія и развитія, — наконоцъ намъ надоѣдаютъ. Мы говоримъ про человѣка, что онъ опротивѣлъ, когда производимое пмъ на насъвпе- чатлѣніе есть постоянное повтореніе предыдущаго впечатлѣнія. Тотъ же результата производить всякое неосвѣжающееся однообразіе. Вывали при- мѣры, когда очень умные, образованные п развитые люди, принужденные жпть вмѣстѣ, надоѣдали другъ ДРУ ГУ до того, что пзбѣгали одинъ другого п искали уедпненія. Пресыщеніе притупляетъ душу, лн- шаегь ее энергіи, стремленія и производить по преимуществу ненормальные пеихпческіе продукты. Оно дѣйствуетъ. преимущественно на нпзшія чув- ства, хотя не рѣдко и въ высіпемъ чувствѣ. Я при- веду въ примѣръ общеизвѣстное ощущеніе- — лю- бовь, когда взаимный отношенія поддеряшваются исключительно однообразнымъ впечатлѣніемъ чув- ства. Факты, когда мужъ и жена надоѣдаютъ другъ другу, факты, когда замужняя женщина начинаетъ скучать, не имѣя дѣтей, факты, когда мужъ бѣгаетъ пзъ дому отыскивать новыхъ впе- чатлѣній въ клубахъ и театрахъ, — слишкомъ по- вседневны, чтобы не были извѣстны всѣмъ. Наконецъ, впечатлѣеіе моягетъ быть чрезвы- чайно сильно п внезапно. Напримѣръ, мгновенный яркій свѣтъ, неожиданный выстрѣлъ, поралсаю- щая радость плн горе. Всѣ эти впечатлѣнія нетолько подавляющи, своей мгновенной силой, но п своимъ пзбыточнымъ раздраженіемъ разслабляютъ душу п пропзводятъ въ ней болевое ощущеніе. Эти силь- ная, внезанныя впечатлѣнія не только парали- зуюсь душу, но и повренсдаютъ физическіе органы. Вывали примѣры, когда люди умирали отъ внезап- ной чрезмѣрной радости пли пеояшданнаго горя. Понятно, что люди стараются пзбѣгать всѣхъ впе- чатлѣній, производящихъ болевое ощущеніе. Хотя въ новороягденномъ не существуете ника- кихъ готовыхъ способностей, но въ немъ есть основы всѣхъ способностей душп, которыя п проявля- ются уже съ перваго дня рожденія. Роднвшійся ребеяокъ тотчасъ яге видитъ, слышите, обоняете; онъ. сейчасъ же начинаете воспринимать впечатлѣ- нія и перерабатывать пхъ. Не пмѣя, такъ сказать, готовой душп, онъ уже обладаете тѣмъ субъектив- нымъ содержаніемъ, той живостью п впечатлитель- ностью, которыя рядомъ воспріятій формируюте наконецъ сознаніе. Это сознаніе формируется до- вольно медленно, цѣлымъ постепеннымъ рядомъ по- вторяющихся впечатлѣній, которыя доляшы про- извести довольно прочные слѣды, чтобы изъ нихъ могло возникнуть сознаніе. Нѣтъ нпкакпхъ причинедумать, чтобы душев- ные процессы, совершающіеся въ ребенкѣ, отли- чались чѣмъ нибудь отъ псяхическихъ процессовъ взрослыхъ. Единственная разница, которую можно допустить, есть количественная, а не качественная. Душа ребенка отличаетсяотъ души взрослаго только меньшимъ богатствомъ и разнообразіемъ слѣдовъ впечатлѣній; но въ силѣ основъ она ничѣмъ не от- личается. Для ребенка нѣтъ нп особой врпроды ни особыхъ впечатлѣній; онъ долженъ жить и жи- вете въ томъ яге мірѣ, въ которомъ живутъ и боль- шіе. Слѣдовательно, еслибы силы ребенка былп слабѣе силе взрослаго, онѣ были бы не въ состоя- ніп вынести того сильнаго раздраженія, которое выносятъ взрослые, и подвергаться слишкомъ силь- ному впечатлѣвію; дѣтская душа не развивалась бы, а, напротивъ, слабѣла бы или даже парализовалась. Честная пассивность разеудка. Знаменитое «мыслю, — слѣдовательво, существую» возвело въ сознаніе то, что прежде только смутно чувствовалось. Человѣкъ не потому мыслитъ, что онъ существуете; нѣтъ — онъ существуетъ потому, что мыслите; кто не мыслите, тотъ только зани- маете безполезно мѣсто въ обществѣ. Но что значить мыслить? Въ пспхологическомъ смыслѣ мышленіемъ будете всякій разеудочный про- цессе; можно ли, однако, въ европейски-соціаль- номъ смыслѣ назвать мышленіемъ — сужденіе ново- зеландскаго дикаря или той умной кошки, которая подъ колоколомъ воздушнаго насоса заткнула лапой отверствіе воздушнаго канала? Если человѣкъ вос- питывается для общества, то мышленіе его должно совершаться въ общественно-выгодномъ направле- ніп; когда же мышленіе не нмѣетъ подобнаго харак- тера, то все равно, что его не существуетъ, все равно, что человѣкъ не мыслить. Въ экономической наукѣ давно уже установился принципе, опредѣляющій признаки несомнѣнно- экономпческихъ дѣйствій. Наука признаете эконо- мическимъ дѣйствіемъ только тотъ труде, въ ре- зультатѣ котораго получается новая полезная мѣ- новая цѣнность, плп который способствуетъ созда- нію новыхъ полезныхъ предметовъ. Человѣкъ, играющій въ карты, сколько бы онъ нп выпгралъ, будетъ всегда экономически убыточнымъ человѣ- комъ, потому что онъ свопмъ трудомъ ни на одну копенку не увелпчпваетъ богатства своей страны. Человѣкъ, задумавшій считать песчпнки, можете пересчитать пески всей Сахары, и все таки трудъ его пойдете въ убытокъ человѣчеству. Учитель, не воспитывающій способности своего ученика въ нанравленіи развптія его экономичеекп-производи- тельныхъ силе, не приносить экономическому мы- шление человѣчества никакой пользы, и трудъ его — трудъ пропавшій, точно его и не было. Прилагая этотъ принципе къ воспитанію, мы спроспмъ: если цѣль воспитанія — приготовитьчело- вѣка для общественной жизни, то можно ли считать

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1