Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

577 ПИСЬМА О В О С И II Т Л Н I и. 578 мыслится нами, не существуя въ дѣйствитель- ности. И всѣ наши слова выражаютъ лишь общія понятія; мы говоримъ: ч<столъ> , «стулъ», «ножъ», «топоръ», «мальчик®», но это вовсе не какой либо определенный, пзвѣстный предмета,, не пзвѣстный «столъ»; стулъ», «ноле®» іі т. д., а общія родо- выя понятія, сложившіяся въ нашей душѣ путемъ разсудочнаго процесса. Нравственный понятія — добродѣтель, зло, порокъ, невинность — точно также общія родовыя понятія, созданный нашей душой. Чтобы привязать ихъ къ пзвѣстному отдѣльному предмету, мы должны сдѣлать спеціальное указаніе и въ такомъ случаѣ говорпмъ: «мой столъ», «его стулъ», «этотъ ножъ». Нон слова «мой», «его», «этотъ» — тоже лишь общія понятія; въ человѣ- ческомъ языкѣ, не исключая даже именъ соб- ственныхъ, нѣтъ нп одного слова, которое бы не относилось ко многимъ предметамъ. Что понятія не прирожденны нашей душѣ, не являются въ насъ, какъ объективное содержаніе, а составляютъ ре- зультата, субъективна™, личнаго процесса, убѣ- ждаетъ уже то, что человѣкъ, лшвущій подъ полю- сомъ, не можетъ представить себѣ тропической природы; человѣкъ, не видѣвшій никогда банана, не можетъ представить себѣ, что такое бананъ; пока люди не увидѣли желѣзной дороги, телеграфа, пушки, дѣйствія пороха, они не моглп ихъ себѣ представить. Человѣчество, переживающее тепе- решній моментъ механнческпха, изобрѣтеній и со- ціальныхъ отношений, не можетъ вообразить себѣ того, что еще будетъ пзобрѣтено и какъ устроится будущее общество; слѣпые и глухіе отт, рожденія не могутъ представить себѣ синій, красный или другой цвѣтъ, звукъ трубы, человѣческій голосъ, дѣніе жаворонка. Ясно, что представлеиіе о чем® нибудь можетъ быть составлено только тогда, когда душевный основы восприняли впечатлѣніе предмета. Представленіе — только отдѣльное единичное впе- чатлѣніе; понятіе же — совокупность представленій, въ которомъ душа исключила все, что есть въ нихъ различнаго, и соединила въ одно только общее, родовое. Такъ мы получаемъ представленіе о чело- вѣкѣ по отдѣльнымъ людямъ; затѣмъ въ душѣ откидывается все, что характеризуетъ отдѣльную личность, и остаются лишь общіе признаки ка- ждаго человека, и, говоря «человѣкъ», мы думаемъ не объ Иванѣ, Петрѣ, Марьѣ, а о человѣкѣ вообще, человѣкѣ, на которого въ отдѣльности мы указать не можем®, и который нами только мыслится. Но простое поиятіе еще не есть сужденіе. Чтобы явилось сужденіе, необходимо сознательное соеди- неніе нѣсколькихъ понятій нлп соедпненіе понятін съ особыми представленіями. Процесс® этотъ со- вершается въ нашей душѣ тоже самъ собой. Ска- жите ребенку: «Кай — человѣкъ* (суждеиіе); «всѣ люди смертны» (опять сужденіе); затѣмъ онъ увѣ- ренно отвѣтптъ: «слѣдовательно, Кай смертенъ». Разсудочный процессъ появляется въ дѣтяхъ уже очень рано. Разсудокъ формируется по мѣрѣ воспри- ннмаемыхъ впечатлѣній, и чѣмъ больше въ душѣ накопляется слѣдовъ, чѣмъ больше образуется въ лей понятій, тѣмъ большая безошибочность является въ работѣ разсудка. Но готовых® понятій у ре- бенка нѣтъ, — они должны создаться изъ впечатлѣ- ній. А такъ какъ эти впечатлѣнія начинаются рано, — слѣдовательно, н разсудокъ появляется тоже рано. Такнмъ образом®, разсудокъ, зависящій отъ впе- чатлѣній внѣшняго міра и процессов® виут])енняго психическаго аппарата, является силой вполнѣ не- произвольной. Онъ перерабатывает® только тотъ матеріалъ, который получает®, п не можетъ ничего творить по произволу. Мплль справедливо говорит®, что иногда нам® бы хотѣлось заставить свой раз- судокъ думать, что 2X2=5, но это оказывается невозможным®. Попробуйте въ нзвѣстномъ силло- гизмѣ о Каѣ сдѣлать Кая безсмертнымъ? Какъ только вы предложите разсудку для срявненія понятіе, что «всѣ люди смертны», такъ разсудокъ, которому уже извѣстно, что Кай человѣкъ, немедленно отвѣ- чаетъ: «слѣдовательно, Кай смертенъ». Сила разсудка происходит® вовсе не отъ его упражненной или созданной головною гимнастикой крѣпости: разсудокъ упражнять нельзя, ему нелрзя создать силы, если этой силы нѣтъ въ крѣпостп душевных® основ®. Его сила зависит® исключительно отъ прирожденной силы душевнаго аппарата и отъ матеріала, который будетъ предложен® для пере- работки. Скажите: Кай— дерево; всѣ деревья зе- лены, — разсудокъ, какъ въ первый раз® отвѣтплъ безошибочно: «слѣдовательно, Кай смертенъ», от- вѣтитъ теперь также безошибочно: «слѣдовательно, Кай зеленый». Чѣмъ полнѣе н разнообразнее матеріалъ, пред- лагаемый душевному аппарату, тѣмъ и разсудокъ будетъ умнѣе и сильнѣе. Геніальнѣйшій человѣкъ по крѣпости своих® душевных® основ® выйдет® среди папуасов® только геніальнымъ папуасом®, потому что та жизнь не дает® ему матеріала, чтобы выроста до европейской геніальности. Разсудокъ — простой чернорабочій; искусство его всегда одина- ково, умозаключеніе всегда строго послѣдовательно; но если это умозаключеніе выведено изъ одно- сторонних®, недостаточных® или ошибочных® на- блюденій, то и оно будетъ односторонне, недоста- точно, ошибочно. Односторонность вывода вслѣдствіе скудности матеріала вы можете наблюдать каждый день на дѣтяхъ. Вот® двѣнадцатплѣтній, вообще способный и воспріимчивый мальчик® желает® отдѣлить гор- лышко отъ бутылочки — и поступает® совершенно, какъ папуас®. Онъ берет® камень, отшибает® гор- лышко и съ крайним® изумленіемъ получает® со- всѣмъ не то, что ему было нужно. А между тѣмъ разсудокъ его работал® правильно. Ребенок® сообразил® такъ: мнѣ нужно отдѣлить горлышко отъ бутылочки; если я ударю по горлышку, то она отлетит®. Для правильности вывода недоставало лишь наблюденіп над® свойствами стекла; и потому, построив® свой вывод® только на свойствах® камня, ребенок® пришел® къ одностороннему заключенію. Тот® лее ребенок® спрашивает®: «кто самый велпкій человѣкъ в® мірѣ?» и самъ себѣ отвѣчаетъ: «Гали- лей, ибо онъ утверждал®, что земля вертится». И когда ему возражают®, что был® Гиппарх®, был®

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1