Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

579 СТАТЬИ ОБЩЕСТВ Е ЯНО-ПЕДАГОГИЧ ЕС К ІЯ. 580 Коперникъ, — онъ смотритъ на возражающего съ недоумѣніемъ и самъ понимаетъ, что его умозаклю- ченіе невѣрно, потому что въ него не былъ введенъ этотъ новый матеріалъ. Самые геніальпые, самые могучіе мыслителипри- ходили къ подобнымъ же односторонннмъ выводамъ. Вч, сущностп разсудочный продессъ Аристотеля ни- чѣмъ не отличался отъ разсудочнаго процесса ребенка, желавшаго отдѣлить камнемъ горлышко бутылки. Аристотель, желая объяснить пзвѣстнымн ему фактами явленія замерзанія и таянія, говорить, что теплотаесть то, что соедпняетъвещи одного рода, а холодъ — то, что соедпняетъ вещи того же или различныхъ родовъ. Тотъ же геніальный Аристотель очень затруднялся объяснить, какимъ образомъ ка- мень, брошенный рукою, продолжаетъ еще нѣсколь- ко времени двигаться и потомъ останавливается. Если причиною движенія рука, то отчегоже камень двигается даже и послѣ того, какъ на него пере- стала дѣйствовать рука? Если же не рука, то от- чегр онъ перестаетъ двигаться и наконецъостана- вливается? Развѣ этонета нее бутылочка? Ребенокъ зналъ свойство камня, но не зналъ свойства стекла; Аристотелю былъ пзвѣстенъ лишь фактъ брошен- наго камня, но онъ не зналъ свонствъ сопроти- вляющейся среды, въ которой яадалъкамень. Если ошибались отдѣльные геніальные люди, такъ называемые творцы науки, то должны были оши- баться и цѣлые народы, прпнимавшіе нхъ науку. Исторія есть лѣтопись этпхъ ошибокъ, лѣтопись постоянна™ стремленія народовъ исправить свое сулденіе на основанін вновь открытыхъ фактовъ. Напболѣе грандіозиый примѣръ исторической одно- сторонности представляетъ древній міръ. Весь его бытъ былъ построенъ на пдеѣ власти и права, на поглощеніи лица обществомъ. Мы изумляемся теперь классическойстройности греко-римекяхъ учрежденій. Но они потому и были стройны, что идея, лепившая въ ихъ основѣ, была слшпкомъ одностороння. Власть и право — все; личность — ничего. Спаситель Греціи Мпльтіадъ за неудачное нападеніе на Паросъобви- няется въ томъ, что обманулъ народъ ложными обѣ- щаніями. Покрытаго ранамигероя Мараѳона прино- сятъ въ судъ на носплкахъ и приговариваютъкъ уплатѣ издержекъ экспеднціп. Салампнскій герой Ѳемистоклъ предаетсясуду только по подозрѣнію. Онъ бѣжптъ къ ііерсамъ и, чтобы не сдѣлаться пре- дателемъ отечества,нрпннмаетъяду. Аристидъ под- вергся остракизму. Кимояъ за неосторожный совѣтъ, давшій поводъ къ оскорбленіямъ со стороны Спарты, прнговоренъ къ нзгнанію. Алкпвіада изгнализа одну военную неудачу. ІІослѣ. побѣды при Аргипузахъ шесть военачальниковъ были преданысмертиза то, что не спаслиостатковъ своихъ поврежденныхъсу- довъ. Осужденные выпили ядъ, благословляя свое отечество и осудившихъ ихъ гражданъ. Вотъ отпо- шенія лицаісъ государству. Изъ идеивласти и государ- ства развиваетсяразеудочнымъ путемъидея права, выростающая въ строго-законченвую односторон- нюю юридическую систему, превращающую личность въ ничто. Поправку вносить новая христианская идея, освобождающая лпчность, и — древній міръ падаетъ. Но его идея еще не исчезаетъсъ концомъ римскаго господства; борьба права и свободы, борьба личности съ обществомъ даетъсодержите всей последующей европейской исторій. Коллектив- ный разеудокъ постоянно исправляетъ односторон- ность своихъ умозаключеній, съ каждымъ днемъ являются новые факты и новыя наблюденія, и то, что казалось вѣрнымъ и безошибочнымъ вчера, оказывается односторонннмъи ошибочнымъ сего- дня. Не зная, какіе факты будутъ открыты наблю- деніемъ, мы не можемъ предвндѣть и новыхъ умо- заключеній, который выведетъ пзъ нпхъ коллек- тивный разеудокъ; но именно потому, что исторія есть непрерывный рядъ исправляемыхъ сужденій, и что всякое будущее умозаключеніе всегда много- стороннее, потому что оно составляетсяизъ боль- шаго числа наблюдений и фактовъ, мы должны при- знать, что наше настоящее не можетъ служить за- кономъ для будущаго: оно только часть того мате- ріала, который переработается разеудкомъ въ бу- дущее умозаключеніе. Эта простая мысль далеко не вошла въ обще- ственное сознаніе и- потомуно лежитъ въ основѣ ни воспитательнаго, ни правительственна™ принцн- повъ. А между тѣмъ правильность ея каждый мо- жетъ проверить на себе. Неутомимый работникъ- разеудокъ отдыхаетъ только ночью. Съ того мемента, какъ человекъ проснулся, разеудокъ уже прини- мается за свое дѣло. Что же онъ делаетъ? Ка- ждый день приноситьему новые факты, новыя впе- чатленія; получивъ этотъ новый матеріалъ, раз- еудокъ принимается за перестройку тѣхъ своихъ сооружений, къ которымъ доставленъ матеріалъ, и дѣлаетъ новое умозашпоченіе. Разеудокъ не знаетъ никогда ни покоя, ни отдыха: онъ всегда занять; большое или небольшое дѣло творить онъ — это за- виситъ не отъ . него, а отъ количества и качества матеріала, который будетъ ему доставленъ. Но отчего же мы встрѣчаемъ на каждомъ шагу людей, разеудокъ которыхъ вертится, какъ бѣлка въ колесѣ, которые уже лѣтъ въ тридцать оказы- ваются неспособными идти умственно дальше и преждевременновпадаютъ въ старческое слабо- уміе? Возьмите ребенка. Сколько въ немъ впечат- лительности, какъ живы его чувства! Онъ весь поглощенъ внѣшнимъ міромъ, весь живетъ въ немъ; душа его только и дѣлаетъ, что набирается новыми и новыми впечатлѣніями. Все это разно- образный матеріалъ, которымъ запасается дѣтская душа, и который перерабатывается разеудкомъ въ понятія, сужденія п умозаключенія. Въ юнонгі; этой первоначальной живости воспріятій уже не замѣчается. Матеріалъ, которымъ онъ набрался, создалъ ему уже извѣстнын внутрениій міръ, и юноша уже болѣе или менѣе уходить въ себя, выдѣляясь изъ-подъ впечатлѣній міра внѣш- няго. И чѣмъдалѣе человѣкъ живетъ, тѣмъ въ немъ больше могугъ подавляться вліянія внѣшнпхъ впе- чатлѣній, тѣмъ онъ можетъ жить болѣе изолиро- ванной жизнью н, наконецъ,въ старости совершен- но замыкается въ себя. Причиной этого вовсе не разеудокъ, а тѣ воспринимающія силы, то меньшее

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1