Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

581 ПИСЬМА О В О О П И I А Н I И. 582 напряженіе вниманія, которыя устраняютъ отъ души новыя впечатлѣнія и лиіпаютъ разсудокъ но- ваго матеріала. Силы души, лишившейся возбу- ждающихъ ихъ внѣшнихъ элементовъ, уходятъ въ себя, и замкнувшійся человѣкъ живетъ одними внутренними матеріалами, перенося всю дѣятель- ность своей души и разсудочнаго процесса на пере- бираніе воспоминаній о ирошедшемъ. Жизнь вос- поминаніями— печальный прпзнакъ непригодности человѣка для настоящаго. Кромѣ естественныхъ нрпчинъ старчества, для котораго нѣтъ опредѣленнаго возраста, есть еще причины искусственный. Мы можемъ подавлять въ себѣ живость впечатлѣній и воспринимающую дѣя- тельность чувствъ подъ вліяніемъ одностороннихъ идей, созданныхъ на основаніп одностороннихъ фак- товъ. Мы можемъ сложить въ себѣ искусственную нечувствительность и даже апатичность и уже •очень рано привыкнуть уходить въ себя, напра- вляя свои душевныя силы исключительно на одну внутреннюю переработку стараго матеріала, не вос- принимая яоваго. О преждевременное старчество, еслибы ты только знало, что ты не больше, какъ односторонняя ограниченность, мбжетъ быть, ты не стало бы выдѣлять себя изъ жизни, ухо- дить отъ людей и искать наслажденія и счастья въ собственной пустотѣ! И бываютъ эпохи въ жизни народовъ, когда подобное ошибочное сужденіе охва- тываетъ повально всѣхъ и кладетъ свою печать на всю личную и общественную жизнь; когда одно- сторонность выдается за безошибочность и огра- ниченность считается благоразуміемъ. Если подобная односторонность овладѣваетъ цѣлымъ поколѣніемъ — она становится историческимъ явленіемъ, и періодъ его можетъ тянуться очень долго. Вѣдный разсу- докъ! Тебя, честнаго труженика, дѣлаютъ отвѣт- ственнымъ въ томъ, въ чемъ ты не впноватъ, и, подсунувъ тебѣ подтасованные факты, неосмы- сленный и непонятныя явленія, твое одностороннее умозаключеніе принимаютъ за непогрѣшимую истину, уничтожая всякую границу между умомъ и глу- I постью! Итакъ, яедостатокъ матеріала есть первая при- чина односторонняго умозаключения. Факты, пови- димому, противорѣчатъ этому выводу. На каждомъ шагу мы встрѣчаемъ людей, которые изъ одного и того лее матеріала достпгаютъ различиыхъ разеу- дочныхъ результатовъ. Но это только повидпмому. Въ дѣйствительности же разеудку приходится обра- батывать различный или неодинаковый матеріалъ, п ошибки чувствъ играютъ при этомъ главную роль. Слабое зрѣвіе, недостаточно развитый слухъ, вни- маніе, направленное въ другую сторону, радость, доброжелательство, гнѣвъ, страсть, любовь даютъ однпмъ и тѣмъ же фактамъ совсѣмъ другой цвѣтъ, п не только два разлпчныхъ человѣка, но и одинъ и тотъ нее человѣкъ молсетъ въ разное время при- ходить къ разнымъ выводамъ. Вѣрной оцѣнкѣ явле- ній чаще всего мѣшаетъ страстное къ нимъ отно- шеніе, и вотъ почему односторонность умозаклго- I ченій встрѣчается такъ часто въ оцѣнкѣ людей. Вы любите женщину и въ своемъ нредставленіи о ней группируете именно тѣ факты, которые подсовы- ваетъ вамъ ваше нѣжное чувство; другой не лю- бить этой женщины и подбираетъ какъ разъ тѣ факты, которые вы исключаете. Разсудокъ, обраба- тывающій только то, что ему предлагаютъ, дѣлаетъ свое дѣло честно, и получаются два противополож- ныхъ вывода. Почему каждая мать считаетъ своихъ дѣтей лучше другпхъ дѣтей? Почему мы такъ легко видпмъ соломенку въ чужомъ глазу? Почему мы такъ легко оправдываемъ себя и обвиняемъ другихъ? Только потому, что, подъ вліяніемъ одно- стороннихъ ощущеній, мы подтасовываемъ одно- сторонніе факты, изъ которыхъ нашъ разсудокъ уже и выводить одностороннее умозаключеніе. Односторонность мышленія можетъ происходить не только отъ недостатка, но и отъ изобплія ма- теріала. Сознаніе, подавленное массою фактовъ, которыхъ оно не въ состояніп ни обозрѣть, ни при- вести къ единству, совершенно парализуется и не создаетъ никакого умозаключенія. Такое безспліе разеудка выражается болѣзненнымъ нанряженіемъ всего нервнаго и душевнаго аппарата и безпокой- нымъ состояніемъ души. У особенно чувствптель- ныхъ людей оно вызываете необыкновенную раздра- жительность, которая не прекращается, пока раз- судокъ, свойственнымъ ему пріемомъ, не приведете разбросаннаго матеріала къ единству. И когда ма- теріалъ разеортпрованъ, сложные факты приведе- ны къ простѣйшему единству, облегчающему умо- заключеніе, когда, наконецъ, разсудокъ создалъ изъ понятій и сужденій выводъ, — разрѣшнвшійся головной процессъ выражается необыкновеннымъ довольствомъ, какимъ-то спокойнымъ, легкпмъ, счастливыыъ состояніемъ всего организма. Оттого- то и можно сказать, что роды мысли самые труд- ные роды, и нельзя не согласиться съ Гейне, когда онъ говорите, что для родовъ коллективной мысли бываютъ иногда нужны не только искусные, но и очень рѣшптельные акушеры. Случаи, когда разсудокъ, подавленный богат- ствомъ матеріала, затрудняется его переработкой,- самые обыкновенные случаи и въ жизни отдѣль- ныхъ людей, и въ жизни народовъ. Чтобы выйти изъ затрудненія, разсудокъ приводите усложнен- ные факты къ простому единству; онъ распоря- жается такъ, чтобы разбить нхъ на отдѣльныя не- многія группы пояятій, которыя бы можно было ему обозрѣть однпмъ взглядомъ и съ одинаковой силой вниманія. Въ этомъ процессѣ, повторяющемся непрерывно съ самаго дѣтства, и заключаются собственно воспитаніе разеудка и развнтіе ума. Жизнь отдѣльнаго человѣка; а тѣмъ болѣе чело- вѣчества, слагается изъ громадной массы чрезвы- чайно разнообразныхъ фактовъ. Одного перечисле- нія наукъ совершенно достаточно, чтобы убѣдиться, какъ необъятна область фактовъ и явленій, окружающихъ насъ, и какая громадная работа вы- пала на долю коллективнаго разеудка. Системати- ческое знаніе есть тотъ разеудочный процессъ, ко- торымъ мпогосложныя явленія приводятся къ одно- родному, простѣйшему единству, облегчающему умозаключеніе. Облегчить эту работу и личнаго, и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1