Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

585 ПИСЬМА О ВОСПНТАН1И. 586 умными акушерками и въ то же время обществен- облегчая такимъ образомъ душѣ ея последующую но-глупыми людьми. работу. Слѣдовательно, душевная работа ребенка идете, постепенно усиливаясь. Память. ^о этотъ продессъвесьма медленный, потому что всякое последующее душевное пріобрѣтеніе дѣ- Кажется, у Данкворта, въ его «Psychologie und лается на счетъ уже готовыхъ предыдущихъ Criminalrecht», роль разсудка представлена вч, та- ередствъ. Если ребенокъ смотритъ на какой нибудь кой живой картинѣ, что изъ немногихъ словъ по- предмета, то онъ запоминаете изъ него только то, на нимаешь дѣло гораздо лучше, чѣмъ изъ всѣхъ что обращено его внішаніе, и на что достаете ранѣе туманныхъ ученыхъ сочпненій психологовъ-метафи- пріобрѣтенныхъ имъ слѣдовъ. Покажите ребенку въ зиковъ. Данкворта справедливо замѣчаетъ, что первый разъ горящую свѣчку, спичку или курящуюся есть вещи, который становятся понятными лишь папиросу: опыта, каждому хорошо извѣстный. По- въ образномъ изложенін. раженный невндѣннымъ для него свѣтомъ, ребе- То, что мы называемъ разсудкомъ, Данквортъ нокъ обращаетъ все свое вниманіе только на огонь; называете интеллектомъ. Это холодный, спокойный, онъ впдитъ его одного и больше ничего, — ни руки, честный счетчикъ, который кладетъ на счеты, держащей свѣчу, ни подсвѣчника, ни папиросы, что ему даютъ, породите вѣрный итогъ, но не ни даже отдѣляющагося отъ нея дыма ребенокъ отвѣчаетъ за цифры, которыя ему доставлены, еще не замѣчаетъ. Чтобы увидѣть и запомнить Во главѣ государства, въ которомъ служите че- весь предмете въ его подробность, требуются стный счетчикъ, стоите нерѣдко взбалмошный дес- уже довольно сложная работа и извѣетный, ранѣе потъ, управляемый камарильей. Камарилья воз- пріобрѣтеняын, опытъ душп. Вначалѣ лее ребенокъ, буждаетъ партіи, она интригуете, подтасовываете изъ наиболѣе поражаюіцихъ его явленій и предме- факты, окрашиваетъ ихъ инымъ цвѣтомъ, многое товъ, воспринимаете лишь одно общее. Напрпмѣръ, припрятываете, иногда выдумываете, чего не было, взрослый, смотря на письменный столъ и окннувъ иногда лжетъ и клевещете. Счетчикъ скромно си- его взглядомъ, сразу впдитъ и самый столъ, и чер- дитъ въ своемъ кабинетѣ и работаете съ утра до нильницу, и лежащія на немъ книги и бумаги, и вечера, не отвѣчая ни за поступки двора, ни за разные другіе, нагроможденныена немъ, предметы, самодурство взбалмошного' деспота. Для взрослого все это очень просто, потомучто его Случаи, когда камарилья ведете себя возмути душевный аппарата уже усвоилъ навыка, разла- тельно, — случаи вообще довольно рѣдкіе и бываютъ гать общія явленія и соединять частное въ общее, только въ моменты высшаго возбужденія страсти. Но вотъ подходить къ столу годовалый ребенокъ; Вообще же въ совѣтѣ камарильи засѣдаютъ ми- то, что для взрослаго такъ просто, — для него еги- нистры довольно спокойные, хотя и односторонніе. петская работа. Онъ подавденъ массой матеріала, Гармоническое согласіе минпстровъ есть идеалъ съ которой ему 7 несправиться; каждая часть стола, внутренняго управленія, и такое согласіе комитета каждая вещь для него — отдѣльный предмете, мпнистровъ психологія называете нормальнымъ со- производящий въ немъ отдѣльный, независимый стояніемъ души. Оно бываете очень рѣдко! Въ слѣдъ. Кипа кнпгъ, лежащихъ на столѣ, для ре- большннствѣ случаевъ преобладающ^ голосъ при- бенка — безразличная куча, тогда какъ взрослый надлежптъ кому нибудь одному, и чувство обыкно- видите въ ней не только отдѣльныя книги, но изъ венно берета на себя рѣшающую роль. названій ихъ въ немъ возникаете цѣлая ассоціація Задача воспитанія заключается именно въ томъ, извѣстныхъ представлений, потому что эти книги чтобы уравновѣсить голоса совѣтниковъ и каждому онъ чпталъ. Взрослому все это только теперь про- нзъ ннхъ доставить такой матеріалъ, чтобы со- сто, но сколько потребовалось ему собрать и пере- вѣтникъ достигъ самагополнаго, самаго зрѣлаго работать матеріала, чтобы дойти до этой простоты! п самаго всесторонняго развптія. Посмотрите, съ какимъ трудомъ ребенокъ прі- Въ числѣ вспомогательныхъ средства, разсудка учается различать свою мать или кормилицу отъ первое мѣсто принадлежите памяти. Память, какъ другихъ людей. Онъ удерживаете въ памяти сна- и разеудокъ, не есть прирожденная способность, — чала какой нибудь одияъ признакъ — форму, цвѣтъ она, по опредѣленію Бенеке, есть общая инерція лица, прическу; и такъ какъ этотъ признакъ до- образовавншхея въ душѣ представлений. Это — вольно общій, то вначалѣ ребенокъ безпрестанпо какъ бы складъ извѣстнаго матеріала, собраннаго ошибается. Вотъ его беретъ на руки постороннее душой; она сумма всего того, что человѣкъ помнить, лицо: въ ребенкѣ изъ признаковъ этого лица воз- У ребенка нѣтъ никакой памяти, — у него одни пикаотъ новое ощущеніе. Сравненіе слѣдовъ ука- лишь средства усвоенія, только сила для собира- зываетъ ребенку, что это не то, чего онъ искалъ, нія матеріала; но матеріалъ этотъ лежите передъ и онъ начинаетъ плакать: новое ощущеніе, новый ніімъ , и его нужно еще собрать. Поэтому память слѣдъ, новый матеріалъ памяти. Нужно много вре- діітятп формируется по мѣрѣ пріобрѣтенія имъ мени, чтобы ребенокъ запомннлълицо своей матери ощущеній и слѣдовъ, оставляемых!, пмпвъ его ду- или кормилицы и сразу пріучился бы различать лю- шевномъ аппаратѣ. Каждое ощуіценіе оставляете дей. Какая громадная работа! Никогда въ цослѣ- слѣдъ, и каждое повтореніе ощущенін дѣлаетъ эти дующей жизни человѣку не приходится дѣлать такого слѣды глубже и глубже. Вмѣстѣ съ тѣмъ оно слу- большого запаса чувственныхъ ощущеній, какой жита началомъ для воспріятія новыхъ ощущеній, дѣлаетъ ребенокъ. Й потому дѣтство есть именно СОЧИНЕВІЯ Н. В. ШЕЛГУНОВА. Т. I. 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1