Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

587 СТАТЬИ ОБЩЕСТВ ЕИНО-ПЕДАГОГИТЕСКІ Я. 588 цора собиранія матеріала и форшірованія намята, та великая пора жизни, когда кладется основаніе всему будущему нравственному человѣку, подго- товляется изъ него гражданннъ, членъ семьи п общества. Пора нанболѣе сильной памяти есть возраста отъ 6 до 14 или 15 лѣтъ. Это именно та пора, когда еще не сформировавшийся организмъ не про- снулся ни для идеальныхъ стремленій, ни для стра- стей, ни для порывовъ полового чувства. Душа жив'егь какъ бы механически; для полной ея дѣя- тельности недостаетъ еще многихъ стимуловъ. Со- бирая безразличный матеріалъ, она дѣйствуетъ по закону инерціи, не дѣлая изъ собраннаго матеріала полнаго употребленія и даже не имѣя еще силъ сплести изъ него сѣть иолныхъ представлеиій, сложить міровоззрѣніе. Вотъ почему иеріодъ механической памяти есть самый главный, самый важный періодъ человѣческой жизни; онъ — тотъ роковой періодъ, когда ненужные пли излишніе слѣды оставляютъ навѣки своп глу- бокія и нерѣдко ничѣмъ неискоренимыя борозды. Ясно, что не все равно, какимъ матеріаломъ сформировать память, п кто думаетъ иначе, тотъ думаетъ метафизически. Есть еще много психоло- говъ и педагоговъ, — а за ними стоить цѣлая масса обыдеиныхъ воспитателей, отцовъ и матерей семействъ, — воображающпхъ, что всякимъ мате- ріаломъ можно изощрить память. Память вовсе не индифферентная способность, силы которой можно упражнять, какъ силы молодой лошади. Вы мо- жете укрѣпить мускулы жеребенка безразличными тяжестями, заставляя его возить и песокъ, и ка- мень, и картофель, и яблоки. Но память — не спо- собность, — память — только матеріалъ, и потому она и будетъ такой, изъ чего вы ее сложите. Бѣдныя дѣти! Какіе убійственные эксперименты свершаютъ надъ вами ваши мучители-педагоги! Что это — нреднамѣренная ложь или заблужденіе? Недавно мнѣ случилось слушать одного педагога, который доказывалъ, что латннскій языкъ и грам- матика j развиваютъ человѣка гораздо лучше, чѣмъ естествознаніе. Лгалъ ли этотъ человѣкъ, желая выставить себя дѣйствующимъ по убѣжде- нію, — я не знаю, но я знаю, что съ метафизиче- ской точки зрѣнія онъ и не могъ говорить иначе. Если память — жеребенокъ, то, конечно, все равно, чѣмъ ее упражнять. Но такъ какъ она — сумма того, что человѣкъ иомнитъ, то не все равно — да- вать ли ей въ видѣ складочнаго матеріала латин- скія слова, или факты естествознанія. Было время, когда для изощренія памяти учили маленькихъ дѣтей стихамъ и баенямъ. Это время, слава Богу, ирошло, но новое не стало лучше ста- раго. И до сихъ поръ воспитывающее большинство, считая память прирожденной способностью, обре- меняете ее ненужными вещами. Измѣнились лишь средства изощренія, но не руководящая идея; и наши педагоги вполнѣ убѣждены, что память можно не только оттачивать, но что ее можно оттачи- вать на одномъ и томъ же оселкѣ для всего; что, отточивъ ее на латинскомъ языкѣ, мы разовьемъ для исторіи, и для географіи, и для физики, и для чего хотите. Общее упражненіе памяти имѣетъ свое объясненіе, но не въ томъ, въ чемъ пщутъ его педагоги старой школы. Напримѣръ, зная грамматику своего родного языка, уже го- раздо легче усвоить грамматику какого нибудь иностраннаго языка. Но это происходите вовсе не оттого, чтобы новому иріобрѣтенію помогала изощ- ренная намять. Происходить это оттого, что мно- жество, иовндимому, вновь усвоиваемыхъ понятій входятъ уже готовыми матеріаломъ, напримѣръ: по- яятія о частяхъ рѣчи, о склоненіяхъ, о спряже- ніяхъ и т. д. Но какъ бы ребенокъ ни изучили хорошо грамматику греческаго языка — -она не по- можете ему нисколько при усвоеніи фактовъ исто- рическихъ или естествознанія, потому что между тѣми и другими не существуете никакой родствен- ной связи, никакой ассоціаціи. Мы уже знаемъ, что память — не способность, что она формируется извѣстяыми слѣдами, остав- ляемыми въ душѣ, что факты тѣмъ легче усвон- ваются, чѣмъ существуете болѣе тѣсная между ними ассоціація. Поэтому накопление матеріала, образующаго память, не есть вовсе безразличное дѣйствіе. Оно должно ішѣть свою строгую посте- пенность и связь, потому что только постепенность и связь могутъ облегчить трудъ запоминанія и сдѣлать экономію душевныхъ силъ, сберегая ихъ отъ безполезной траты. Силы души, скапливающія матеріалъ памяти, не безконечны: онѣ пмѣютъ свой предѣлъ и свой конецъ. Если всѣ онѣ будутъ направлены въ одну сторону усвоенія остальныхъ фактовъ, то нако- нецъ ихъ недостанетъ для усвоенія остальныхъ фактовъ. Люди съ необыкновенными средствами заноминанія — люди очень рѣдкіе, — ихъ зовутъ ге- ніямн. И зовутъ ихъ такъ потому, что они отли- чаются тѣмъ всеобъемлющимъ матеріаломъ и тѣмн необыкновенными средствами души, которые фор- мируютъ ихъ рѣдкій разумъ. Большинство людей не имѣетъ такихъ средствъ, и потому всякая расто- чительная, ненужная трата ихъ силъ есть не- вознаградимое зло для общества, для исторін, для прогресса. Задача воспитанія заключается именно въ томъ, чтобы передавать памяти только факты полезные, только такіе, которые ведутъ къ усвое- нію другихъ, находящихся съ ними въ связи, фак- товъ, и тѣмъ облегчаютъ твердое ихъ запоминаніе. Всѣ же факты единичные, разрозненные и какъ бы случайные, все, что не можете найти и не найдетъ приложенія въ послѣдующей жизни человѣка, вво- димое силой, какъ матеріалъ памяти, есть вредное расхищеніе душевныхъ силъ ребенка, а вовсе не укрѣпленіе и не развіггіе его памяти. Насколько пропадаютъ силы людей, можетъ ука- зать слѣдующіп общеизвѣстныи факта. Одна сте- реотипная фраза гласить, что всякііі живой, не затупѣвшій человѣкъ непремѣнно вступаете нако- нецъ въ періодъ внутренней ломки, въ періодъ кри- тическаго отношенія къ своему міровоззрѣнію и начинаете выкидывать за бортъ все ненужное и лишнее. Но что значить выкидывать за бортъ? Вы-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1