Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

589 ПИСЬМА О В О С Д И Т А Я I И. 590 ■кидываніе есть процессъ слнченія разныхъ оче- совъ. Слѣдовательно, развитіе есть собственный вндностей, разнородныхъ и противорѣчивыхъ фак- процессъ души, который будетъ тѣмъ болѣе совер- товъ, примиреніе которыхъ оказывается невоз- шеннымъ, чѣмъ болѣе основного ыатеріала прі- можнымъ. У затупленныхъ людей, духовный основы обрѣла душа. Но развпвателн разсуждаютъ иначе: которыхъ слабы и скоро заполняются извѣстнымъ они вндятъ въ разсудкѣ стальное лезвіе, которое содержаніемъ, уже недостаетъ силъ для новыхъ можно оттачивать совершенно независимо отъ ма- воспріятій. Такт, называемые живые, не затупѣв- теріала памяти, тогда какъ разсудокъ именно sa- rnie люди — больше ничего, какъ болѣе богато ода- виситъ отъ матеріала. Думая оттачивать эту вооб- ренныя натуры, у которыхъ есть еще достаточный ражаемую способность, они, вмѣсто фактовъ, вмѣ- запасъ душевныхъ основъ для новыхъ воспріятій. сто нормальнаго матеріала, даютъ душѣ готовые Въ виду высшаго фнзіологическаго и психическаго выводы и, вмѣсто свободы, поселяютъ рабство мысли, наиряженія, въ пору возмужалости, когда душев- Развитіе вовсе неэтотъпроцессъ, оно вовсе немеха- ныя стремленія получаютъ наибольшую напряжен- ническая гимнастикадушевныхъ основъ, и память ность, новые факты, усвоенные душевнымъ аппа- нуждается не въ готовыхъ фразахъ, не во внѣш- ратомъ, производить разладь и ' разрывъ въ преж- немъ давленіи чужой мысли, а въ фактахъ, фак- нихъ ассоціаціяхъ, и честный работникъ — разсу- тахъ и фактахъ. Введенные въ душу, они соб- докъ— начинаетъ чувствовать неловкость своего ственными ея силами будутъ возведены въ сознаніе положенія. Ему приходится подводить разные ито- и создаютъ то развнтіе, которое мы называемъ ги, и каждый нзъ нихъ иротиворѣчитъ другому, разсудкомъ. Это процессъ органпческій, внутрен- Что же дѣлать? И вотъ начинаетсясортировка и ній, и, давая душѣ готовый выводъ, вмѣсто того, новая комбипація всей массы матеріала памяти, чтобы дать ей факты для вывода, вы не разви- всего новаго и стараго, отдѣленіе нужнаго отъ не- ваете, а притупляете душевныя силы, лишая ихъ нужнаго. Работа эта нелегкая, и свершается она все- самодѣятельностп. гда въ ущербъ душевныхъ силъ, доведенныхъ до Возрасгъ до 14 — 15 лѣтъ именно та пора, въ высшаго напряженія. Въ душѣ все какъ бы спу- которую слѣдуетъ зарядить подрастающаго чело- тывается, все сдвинулось съ своего мѣста, старая вѣка фактами. Это возрастъ механической работы сплетенная сѣть міровоззрѣнія разорвалась нача- души и механической памяти. Дайте ребенку и 'Сти, новые факты еще не возведены въ созианіе, юношѣ не безразличный матеріалъ, не смѣсь драго- все надо разсмотрѣть, провѣрпть, сличить и раз- цѣнноетей и всякаго стараго хлама, не расто- ■сортировать и затѣмъ изъ провѣреннаго н пригод- чайте его силъ на ненужную работу, на трудъ, ко- наго матеріала сплести сѣть новаго міровоззрѣнія. торый не принесетъему никакой пользы, предохра- Нтотъ страшный трудъ совершается нерѣдко путемъ нптеего отъ постройки дома, который, можетъ быть, очень мучнтельнаго процесса, подъ давленіемъ за- ему придетсяпотомъразрушить, — собирайте только пуганнаго и робкаго чувства, относящагося иедо- настоящій н хорошій строительный матеріалъ, и вѣрчиво къ новому и трудноразстающагося со сво- когда наступить пора возбудпвшаго сильнаго со- ими первыми бщущеніями. Справедливо, что пред- знанія, когда душа возмужавшаго юноши проснется разеудки искореняются труднѣе всего; они исче- для полныхъ внутреннихъдушевныхъ процессовъ, •заютъ вполнѣ только въ томъ случаѣ, когда ассо- когда сердцеего забьется первою любовью — вы не ціація новыхъ представленій оставить болѣе глу- повѣрите, вы изумитесь, какой удивительный за- ботя борозды, чѣмъ сѣть стараго міровоззрѣнія. мокъ построить молодая, сильная душа. Не оболь- И это дѣлается не сразу, не однимъ теоретиче- щайтесь, не заблуждайтесь и не воображайте, что скимъ усвоеніемъ, не одной замѣной лишь нѣкото- вы — строитель этого замка. Вы, воспитатели, толь- рыхъ фактовъ, а именно гармоническнмъ и проч- ко скромные подрядчики, доставляющее на мѣсто нымъ сліяніемъ всѣхъ отдѣльныхъ ассоціацій въ постройки кирппчъ, известь, песокъ. дерево; если одно неразрывное, связное цѣлое. Если такого слі- вы навезли дрянной кирппчъ, гнилое дерево — чего янія не совершится, если новые слѣды будутъ ела- же вы удивляетесь иотомъ, что постройка вышла бѣе старыхъ и укоренятся времонемъ и упражне- дрянная и гнилая? Но если вы доставите бронзу, ніемъ недостаточно прочно, — то въ результат! золото, малахитъ, матеріалъ для лѣпной работы — ■ является двойственность, извѣстная подъ назва- возмужавшая душа выстроить изъ него чудный за- ніемъ либерализма. Лпберализмъ, какъ неокрѣпшій мокъ, и вы съ гордостью можете любоваться нанего порывъ, легко поддается увлеченію; но тамъ, гдѣ и радоваться, что это — изъ вамидоставлении™ ма- требуются для поведенія всѣ силы и вся актив- теріала. Неужели вамъ этого мало? Оставьте свои ность души, онъ пойдетъ въ направленіи болѣе крѣпостныя привычки, не считайте чужой души окрѣшнихъ старыхъ слѣдовъ. своимъ рабомъ, а себя — строителемъ египетской пи- Другая страшная ошибка, идущая рядомъ съ рамиды, — не давите молодую душу! Свобода — вотъ загроможденіемъ памяти ненужными фактами, есть что ей нужно. Не рабовъ, не егппетскихъ фелаховъ такъ называемое педагогическое развитіе. Мы мы должны растить, не вѣчныхъ дѣтей, подавлен- зиаемъ уже, что развитіе есть разеудочиый ре- ныхъ авторитетомъ чужой мысли, а людей само- зультатъ, есть именно тотъ итогъ, который под- стоятельнаго чувства, самостоятельной мысли, увѣ- водится фактамъ, та сѣть міровоззрѣнія, которая ренныхъ въ своихъ нравственныхъ силахъ и нося- снлетается сознаніемъ изъ всѣхъ чувственныхъ щихъ въ своей душѣ чувство человѣческаго до- •воспріятій и изъ внутреннихъ душевныхъ процес- стоинства. 22 *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1