Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

595 СТАТЬИ ОБЩЕСТВ ЕННО-ПЕДАГОГИЧЕС К ІЯ. 596 Развѣ Сенъ-Спмонъ, съ шестнадцати лѣтъ думав- іпій въ направленіп общаго блага и наблюдавшій только факты человѣческаго страданія, могъ прид- ти къ какпмъ либо другимъ пдеямъ и выводамъ? Развѣ Шекспиръ, Магометъ, Мюнцеръ, Иванъ Гусъ, Контъ, Байронъ могли выйти чѣмъ нибудь пнымъ, кромѣ того, чѣмъ они были? Мы изумляемся, только результату, но не впдимъ процесса, съ которымъ получился этотъ результата. Какая изумительная работа души ему предшествовала! Весь запасъпа- мяти душа перебпраетъ и выворачиваетъ сотни, тысячи разъ; комбпнируетъ его въ нзвѣстныя ассо- ціаціи представленій; видя неудачу, снова ихъ раз- рываета, снова строить; закрѣпляетъ результата въ памяти, какъ новый матеріалъ; пользуется этимъ матеріаломъ для новыхъ безконечныхъ ассо- ціацій и представленій, и всю эту работу свер- шаетъ, можетъ быть, въ теченіе десятка лѣтъ. а, можетъ быть, и цѣлой жизни, изо дня въ день, съ необыкновенной энергіей и быстротой, съ порази- тельной силой и живучестью всего нервного орга- низма. Васъ изумляетъ, что Магометъ сгалъ про- повѣдывать въ сорокъ лѣгь; но вы забыли, что онъ уже съ одпннадцати лѣтъ думалъ въ томъ напра- влены, которое и должно было создать пзъ него ве- ликаго реформатора. И всѣ великіе релпгіозные и другіе реформаторы выступили не сразу; громад- ная по силѣ, многосложности, быстротѣ и энергіп душевная работа предшествовала ихъ ученію, и чѣмъ эта работа была полнѣе, чѣмъ выводъ ея былъ безошпбочнѣе и ближе къ интересамъ боль- шинства, — тѣмъ п слово пхъ имѣло большее зна- ченіе п дѣйствовало прочнѣе. Подобное фанатическое движеніе мысли пмѣетъ всегда односторонній характеръ. Въ этой односто- ронности — весь секретаея вліянія и ея историче- скаго значенія. Страстный, фанатическій человѣкъ глядптъ на весь міръ подъ своимъ угломъ зрѣнія и видитъ только то, что ему нужно видѣть. Всѣ силы его души работаютъ въ одномъ направлены, п услужливое воображеніе подбираетъ изъ запаса па- мяти именнототъ матеріалъ, который ассоціпрѵетъ съ этпмъ направленіемъ. Человѣческая мысль, какъ бы концентрируясьвъ этпхъ отдѣльныхъ фа- натпческихъ и одностороннихъ личностяхъ, даетъ обыкновенно и псторическимъ эпохамъ или момен- тамъ то же одностороннее направленіе. Тутъболь- ше ничего, какъ реакція, въ которой могутъ при- нимать и принпмаютъ участіе цѣлыя поколѣнія, внося свою поправку въ ошибки предыдущего одно- сторонний) мышленія. Вотъ почему исторія пдетъ какъ бы скачками и колебаніями. Но въ этихъ скачкахъ и колебаніяхъ, въ этой односторонности страстнаго мышленія п заключается именно вели - чіе исторпческихъ эпохъ и исторпческихъ лично- стей. Велпчіе— всегда односторонность, и тѣмъ большая, чѣмъ оно страстнѣе. Поэтому-то стра- стныелюди большею частью одностороннп. Но стра- стность, дающая односторонность воображенію, не виновата, еслп односторонность мыіпленія полу- чаетъ вредное направленіе. Въ этомъ виновато только воспитаніе. Страстный человѣкъ, внося въ свой разсудочнып процессъ односторонніе факты, по- ступаетътакъ только потому, что воспитавіе дало ему односторонній матеріалъ, изъ котораго онъ уже силелъ извѣстныя ассоціаціи представлены, слу- жащая матеріаломъ для послѣдующей работы души.. Не забывайте, что душа — то, что пзъ нея сдѣлаетъ матеріалъ, доставленный для ея переработки. Человѣкъ не родится съ готовымъ воображе- ніемъ, какъ онъ не родится съ готовыми разсуд- комъ и памятью. Воображеніе не есть сила; оно не можетъ создать ничего, матеріала для чего не пмѣ- лось бы уже въ памяти, — оно не болѣе, какъ новая комбинація существующпхъ уже слѣдовъ и пред- ставлены, извѣстный результата разсудочнаго про- цесса, своего рода мышленіе. Огъ того процесса, который называется собственно мышленіемъ, во- ображеніе отличается лишь тѣмъ, что не сопро- вождается увѣренностью въ дѣйствительности во- ображаемаго. Если сумасшедшій воображаетъ себя генераломъ, солдатомъ, королемъ и совершенно увѣ- ренъ въ дѣйствительности этого — онъ не вообра- жаетъ, а мыслитъ. Поэтому-то одинъ сумасшед- шій былъ совершенноправъ, когда сказалъ Пине- лю: «Докторъ, или вы дуракъ, или я дуракъ; какъ же вы хотите меня увѣрить, что я не вижу и не слышу этого, когда я все это вижу и слышу!». Этотъ сумасшедшій мыслюсь, а не мечталъ. Поэтъ, хѵдожеикъ, пзобрѣтатель, ученый поль- зуются всегда нзвѣстнымъ, готовымъ матеріаломъ, который она комбикируютъ въ извѣстныя новыя представленія. Они не могутъ выдумать ничего, для чего матеріала не было бы въ дѣйствигельно- сти. Поэтому ихъ комбинаціи пмѣготъ всегда боль- шую или меньшую реальную сущность; ихъ по- строенія должны быть близки жизни, близки дѣй- ствительностп, долясны пмѣть тенденцію къ осу- ществимости, иначе они переходятъ въ простую мечтательность и въ сказки. Человѣкъ, полный жизни, человѣкъ, мысль котораго стремится немед- ленно перейти въ рефлексъ дѣйствія, не мечтаетъ. Активные и энергпческіе людп пользуются своимъ воображеніемъ, какъ средствомъ для прогрессив- наго мышленія и такого же поведенія. Можно ска- зать, что пхъ воображеніе идетъ рядомъ съ пхъ по- веденіемъ. Это здоровый органическій процессъ, въ которомъ силы души составляютъ одно органи- ческое цѣлое съ дѣйствующимъ тѣломъ. Но не то замѣчается въ такъ называемыхъ мечтательныхъ характерахъ. Ихъ фантазія работаетъ не подъ вліяніемъ ближайшей осуществимой дѣйствитель- ности, а какъ бы внѣ согласія съ активностьюи съ возможностью осуществить своп мысли. Обыкно- венно такое состояніе является вслѣдствіе бѣдности пли полнаго отсутствія такихъ дѣйствительныхъ событій, которыя бы могли придать работѣ вообра- женія активный характеръ,и тогда человѣкъ ухо- дить въ свою душу и живетъ своими внутренними процессами. Отъ недостатка здоровой дѣятельности мечтающій человѣкъ сидитъ больше спокойно на диванѣ и позволяетъ своей фантазіи уводить себя въ сказочный міръ или совершенно яевозможнаго, или слишкомъ отдаленнаго. И энергическіе люди

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1