Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

60В СТАТЬИ ОНЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГПЧЕСКІЯ. 604 Внишаніе. Если хотите опредѣлить. человѣка, слушайте не то, что онъ говорить, а наблюдайте, что онъ слу- шаетъ. Направленіемъ вниманія лучше всего опре- дѣляется человѣкъ; онъ можетъ маскироваться въ разговорѣ, но вниманіе его выдаетъ. Внпманіе есть цѣлое нашей души, стремящейся къ тѣмъ или дру- гимъ ощущеніямъ; пмъ характеризуется мораль- ный человѣкъ, въ немъ можно прочесть исторіго чело- вѣ ческой души, разглядѣть ея строй. Съ первыхъ шаговъ ребенка опредѣляется вѣрно характеръ слѣдовъ, дающпхъ направленіе внима- нію и указывающпхъ, въ какую сторону оно идетъ. Поэтому не все равно, какое создать въ ребенкѣ вниманіе: создать внпманіе хорошее — значптъ со- здать хорошего человѣка, открыть его душу для всего гуманнаго, благороднаго, человѣчнаго; вни- маніе — двери души, въ которыя безразлично мо- жетъ входить все честноеи безчестное, умное и глупое, доброе и злое, свѣтъ и тьма, смотря по тому, въ какую сторону двери отворены. Отворите ихъ къ свѣту, въ душѣ поселятся свѣтлыя, хоро- шія ощущенія, и разсудокъ выработаетъ изъ нихъ сѣть свѣтлыхъ человѣческихъ представленій; от- кройте ихъ къ мраку — и тогда, сѣятели, насла- ждайтесь плодами того, противъчего вы сами про- тестуете. Фпзическій и соціальный міръ есть тотъ безко- нечный источникъ, изъ котораго наша душа чер- паетъ свой матеріалъ. Но все ли она беретъ, что дѣйствуетъ на внѣшнія чувства, — всѣ ли свѣтовыя явленія, всѣ ли звуковыя колебанія производить въ насъ ощущеніе свѣта и звука? Всѣ ли окружа- ющія насъ подробности жизни доходятъ до нашего сознанія? Нѣтъ, только самая ничтожная часть впечатлѣній воспринимается нашимъ нервнымъ аппаратомъдля окончательной переработки; гро- мадная же массаихъ скользить по насъ, не про- никая внутрь души. Попробуйтенаблюдать за сво- имъ внпманіемъ хотя самоекороткое время, и васъ изумить громадное количество явленій физиче- скаго и соціальнаго міра, для которыхъ ваша душа остается совершенно равнодушной, которыхъ вы не замѣчалп, и которыя, можетъ быть, теперь только впервые вы замѣтите. Вы слышите, напримѣръ, стукъ маятникаи бой часовъ; вы слышите разго- воръ дѣтей въ другой комнатѣ; вы смотрите на проходящихъ мимо васъ людей, но развѣ всѣ эти явленія оставляютъ въ васъ какой нибудь слѣдъ, развѣ ваша душа ихъ восприняла, развѣ они по- служили для нея какимъ либо матеріаломъ? Рабо- тая умственно, или занятые какой либо мыслью, вы еще больше выдѣляете себя изъ впечатлѣній впѣш- няго міра, вы смотритеп не видите, вы слушаете и не слышите, точно ваша погруженная сама въ себя душа совершенно замкнулась для всего, васъ окру- жающаго. Читая книгу, вы читаете въ ней не все, что написалъавторъ, а только то, что вамп вос- принимается. Пускай нпкогдане любившая дѣвушка прочтетъ «Кто виновата?» и пусть прочтетъ «Кто ви- новата?» женщинавъ двойственномъ положеніи чув- ства; развѣ онѣ прочптаютъ одно и то же? Мы ви- димъ, мы слышимъ, мы чптасмъ только то, что же- лаемъ впдѣть, желаемъ слышать и желаемъ читать; мы видпмъ, слышимъ и читаемъ только то, что насъ интересуетъ,и только къ этому чутка наша душа. Но что значить чуткая душа, что можетъееин- тересовать, чего мы моясемъ желать? Наша душа чутка къ тому, и интересоватьее можетъ только то, что возбуждаетъ въ ней большее число слѣдовъ. Поэтому интересъ есть основа внпманія, и мы мо- жемъ быть внимательны только къ тому впечатлѣ- нію, которое приливаетъкъ слѣдамъ, ранѣе обра- зовавшимся въ душѣ. Къ тому, слѣдовъ чего нѣтъ въ насъ, мы не моясемъ быть и внимательны. Му- зыкантъ, управляющій оркестромъ, слышитъ всѣ звуки каждаго инструмента и замѣчаетъ не только ошибки второстепенныхъ исполнителей, но и прямо назоветъ взятую ошибочно ноту. Генералъ, бы- стро проходя по рядамъ солдата, замѣчаетъ ма- лѣйшее уклоненіе отъ формы; но заставьтегенерала дирижировать оркестромъ или дирижера дѣлать смотръ войскамъ, — развѣ они что нибудь замѣтята? Новое впечатлѣніе, приливающее къ старымъ елѣ- дамъ, позволяетъ намъ видѣть множество мелочей, совершенно исчезагощихъотъ того, у кого несло- жилось подобнаго вниманія. Но вѣдь и стукъ маятника, и бой часовъ оста- вляютъ въ нашей душѣ слѣды; множество нрав- ственныхъ впечатлѣній, приливая къ слѣдамъ, уже образовавшимся, возбуждаютъ тоже наше вниманіе. Отчего же не ко всему и не всегда наше вниманіе бываетъ одинаково стремительно? Душа требуетъ простора, требуетъ деятельности и всегда всѣии силами своими стремится именнокъ тому, что даетъ болыній матеріалъ для ея дѣятельности. Между двумя предметамипли явленіямп привлечетъ ваше вниманіе только то, которое вполнѣ захватываетъ всѣ стороны вашей души. Дѣвушка-невѣста откры- ваетъ свое вниманіе только въ сторону супруже- ства и любимаго ею человѣка, потому что лишь въ этомъ направленіи душа ея находитъ себѣ наи- болѣе полную дѣятельность. Всякая страсть дѣй- ствуетъ такпмъже образомъ: она открываетъ душу всегда въ сторону такпхъ впечатлѣній, которыя полнѣе ее возбуждаютъ. Образы и представленія, возбужденные въ душѣ, воображеніе ассоціируетъ съ тгймъ пли другпмъ матеріаломъ памятии соста- вленную такимъ образомъ подвижную панораму представляетъна судъ сознанія. Хотя вниманіе дѣйствуетъ въ направленіи наи- болѣе сильныхъ и глубокихъ слѣдовъ, но оно мо- жетъ обнаружиться и въ другихъ направленіяхъ. Чтобы вниманіе было возбуждено, нужно действо- вать на него или простымъпутемъ, или, если пря- мые слѣды слабы, вліяніемъ на блин:айшія ассо- ціаціи представленій. Одностороннее мышленіе яв- ляется обыкновенно отъ односторонняго вниманія, и еслибы эта односторонность была абсолютной, то перевоспитаніе взрослыхъ было бы невозмож- нымъ. Но нѣтъ въ душѣ такихъ слѣдовъ, которые не были бы связаны съ другими родственными имъ слѣдами, и нѣтъ такой души, въ которой не было бы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1