Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

607 СТАТЬИ ОБЩЕСТВЕН НО -И ЕДЛГОГИЧЕСКІЯ. 608 ственное одичаніе, съ которымъ бороться гораздо труднѣе, а иногда и безполезно. Молодая душа вообще мало способна къ сосре- доточенію; дѣтп не умѣютъ фиксировать вниманія п управлять своими мыслями. А между тѣмъ только въ этомъ навыкѣ лежитъ начало солпднагои глу- боісаго мыіпленія. Человѣкъ, не привыкшій смо- лоду сосредоточивать своего вниманія, никогда не выйдетъ ни серьезнымъ мыслптелемъ, нп серьез- нымъ ученымъ. Онъ можетъ обладать громаднымъ запасомъ памяти, но память эта не послужить ему ни къ чему, если его вниманіе блуждаетъ надъ ея матеріаломъ п нп на чемъ не умѣетъ остановиться. Навыкъ надъ вниманіемъ, создаваемый постепенно, укрѣпляется упражненіемъ п наконецъ можетъ быть доведенъ до поражающаго результата. Уча азбуку, ребенокъ уже.создаетъ свое вниманіе; пріучаясь разрѣшать въ головѣ математпческія задачи, онъ пріобрѣтаегъ навыкъ фиксировать свою мысль. Но въ первое время вниманіе ребенка можетъ отвле- кать всякій посторонній звукъ; всякій пролетѣвшій воробей заставляеть ребенка забыть и азбуку, и клаесныя занятія, и вниманіе его, открытое для цѣлой массы болѣе живыхъ впечатлѣній, уведетъ его въ поле, въ общество играющихъ товарищей, а услужливое воображеніе раскинеть передъ ннмъ свои увлекательный панорамы. И какая разница съ тѣми титанамп энергическаго мышленія и одно- предметной страсти, которые среди величайшихъ мученій не чувствуютъ пытки потому, что ихъ вни- маніе приковано въ другую сторону, а воображе- ніе подсовываеть имъ другія картины! Васъ изу- мляетъ Муцій Сцеволла, сжпгающій свою руку. Это больше нпчего, какъ фактъ сосредоточеннаговни- мания; это псточникъ того самоунравленія, кото- рому мы удивляемся въ сильныхъ и сосреДоточен- ныхъ характерахъ, пріучпвшихся направлять свое внпманіе извѣстнымъ образомъ. - Занимаясь тѣми пли другими предметами, мы можемъ пріобрѣсти навыкъ смотрѣть на пихъ пз- вѣстнымъ образомъ п думать въ пзвѣстномъ напра- влепіп. Такое однопредметное внпманіе можетъ быть часто болѣзненнымъ ироцессомъ. Люди, сосредото- чпвающіе свое вниманіе исключительно въ области сердечныхъ чувствъ, разстрапваютъ свой нервный организмъ иногда до того, что кончають помѣша- тельствомъ. Подобный сантиментальный идеализмъ замѣчается преимущественно у женщивъ. Неудовле- твореніе жизнью, обманутая любовь, потеря люби- мыхъ людей заставляютъ ихъ замыкаться въ себя и культивировать скорбное чувство. Вниманіе ихъ, направленноевъ одну сторону, подсгавляетъ во- ображенію однѣ мрачныя картины; разсудокъ куетъ изъ нпхъ мрачныя мысли, и вся душа работаетъ подъ давленіемъ постоянно совершающихся въ ней болевыхъ процессовъ. Такая узкость души происхо- дить отъ односторонняго воспитанія вниманія, не направленаго въ область болѣе широкихъ чело- вѣческихъ интересовъ. Любящему, нѣжному чув- ству не давалось никогда болѣе здоровой и разно- образной пищи. Чувствующій организмъ сосредото- чпвалъ всѣ свои силы лишь въ той узкой области семейнаго особнячества, который не создалъ еще ни одной хорошей жены, нп одной хорошей матери. Подобная жена вносить въ новую семью лишь за- пись нѣжныхъ чувствъ и сердечныхъ однолпчныхъ процессовъ, въ которые погруэкена ея душа, и са- мый скудный запасъ ассоціацій представленій. Ея вниманіе, направленное въ одну сторону, глухо п нѣмо для всего, что не возбуждаетъ тѣхъ скудяыхъ слѣдовъ души, которые нацарапало въ ней глупое воспитаніе. Открыть ея внпманіе въ сторону обще- ственяыхъ интересовъ уже поздно. Развѣ это зкена, развѣ это мать, развѣ такая женщина въ состояніи воспитать своихъ дѣтей для той областп обществен- ныхъ чувствъ, въ которую ея душа никогдане за- глядывала? И вотъ изъ поколѣнія въ поколѣніе со- здаются ограниченный любящія матерн, и мысли- тели безплодно восклицаютъ: «Дайте намъ лучшпхъ матерей, п мы будемъ лучшими дѣтьмп!» и этихъ лучшпхъ матерей нѣтъ, и мы не становимся луч- шими, п наше вниманіе никакъ не можетъ выкараб- каться изъ узкихъ интересовъ семьи, и — не откры- тое къ другую сторону — оно снова насъ гонитъ въ семью, и затѣмъ мы же удивляемся нашему равнодушію къ общественнымъ дѣлаиъ и къ об- щественнымъ интересамъ. Да развѣ наши матери, наше, семейное воспитаніе открывало когда либо наше вниманіе въ эту сторону? Четырехлѣтній аме- рпканецъ уже говорить о выборахъ президента,а какія разговоры въ семьѣ слышитъ русское четырех- лѣтнее дитя? Наша провпнціальная семья и до сихъ поръ неприступная крѣность, — все въ ней та- инственнои замкнуто, все въ ней государственая тайна; п, глядя на эту замкнутую таинственность, думается, не вертепъ ли это какихъ нибудь пре- ступленій и злодѣйствъ? Воспитаніе здороваго, хорошаго вниманія заклю- чается въ томъ, чтобы спасти душу отъ всякой предвзятости, преднамѣренности и однопредметно- сти. Умъ нашъ долженъ быть формированъ не для какой нибудь спеціальности, не для какой нибудь частной деятельности или одной науки и односто- ронняго міровоззрѣнія: наше сознаніе должно чув- ствовать себя дома вездѣ. Свободный умъ можетъ явиться только тогда, когда воспитаніе создало свободное вниманіе, открытое въ сторону высшихъ и возможно широко захватывающихъ интересовъ. Волевые процессы погруженной въ себя души, сантиментальный пдеализмъ, эгоизмъ семейнаго особнячества немедленно распустятся въ томъ бо- лѣе широкомъ и всестороннемъ кругѣ дѣятельно- сти, который откроетъ для души хорошее вниманіе. Создать хорошее вниманіе значить создать хоро- шаго, честнаго человѣка, свободнаго отъ низкихъ страстей и позорящихъ увлеченій. Создать хорошее внпманіе значить создать подборъ такихъ ассоціа- цій, которыя дадутъ поведенію человѣка всегда благородное и великодушное направление. Англій- скіе психологи справедливо прпппсываютъ воспи- танно вниманія громадное моральное значеніе. Они думаютъ, что вниманіе есть основная руководящая силадуши, создающая велпкіе характеры, великія дѣянія, велпкихъ людей, потому что поселяетъ при-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1