Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

вычку ассоціировать .только благородный и че- стный представленія. Руководящая роль внпыанія легко наблюдается на людяхъ замкнутыхъ. Пріучая себя постепенно подчиняться нзвѣстнымъ понятіямъ, они пріобрѣтаютъ навыкъ открывать свое вниманіе постоянно въ сторону только этихъ понятін. Какъ бы ни было сильно душевное іютряееніе или вол- неніе, но, рядомъ съ ассоціаціями представленій, вызванных!, гнѣвомъ, радостью или другими при- чинами, въ нихъ- отъ упражненія возбуждаются параллельно ассоціаціи, вызывающія реакцію само- обладанія и добрыхъ мыслей. Вначалѣ эта борьба бываетъ трудна, и перевѣсъ остается не всегда за самообладаніемъ; но, по мѣрѣ первыхъ побѣдъ, вторыя становятся легче, и активное вниманіе пере- ходить наконецъ въ пассивное, такъ что человѣку уже не приходится дѣлать надъ собою никакихъ усилій, чтобъ вызвать перевѣсъ хороших!, чувств!,. Страстныя, дурныя, мѣшающія теченію хорошихъ мыслей, возбужденія, путемъ того же навыка, по- стоянно утрачиваютъ свое вліяніе, и, наконец!,,мо- жетъ выработаться такой характеръ, въ которомъ всякое возбуждающее впечатлѣніе переходптъ со- вершенно пассивным!,, непроизвольнымъ, незамѣт- нымъ для души процессомъ въ добрую и велико- душную реакцію. Постепенно п съ первой молодости пріучая ре- бенка ассоціировать съ каждыми, порывомъ, вызы- вающпыъ злое дѣйствіе, привычку кт, его подавле- нію ассоціаціями противоположными, легко создать такъ называемый цѣльныя натуры. Цѣльныя на- туры замѣчаются преимущественно между женщи- нами недостаточно развитыми, но любящими, нѣж- ными и болѣе или менѣе страстными. Воспитанный подъ гнетомъ, пріученныя не обнаруживать ни- каких!, порывовъ, онѣ совершенно незамѣтно выра- батываютъ привычки пасснвнаго самообладанія, созданнаго не путемъ сознанія и душевной борьбы, а процессомъ простого навыка нодъ внѣшнпмъ да- вленіемъ. Люди такого характера дѣйствуютъ, какъ брошенный камень; онт, летитъ всегда въ одномъ направленіи. Дѣльная натуране знаетъ рефлексіи; въ ней все соединилось въ одно неразрывное цѣлое, чуждое противорѣчій, сомнѣній, колебаній. Если цѣльная натура обладаете сильной страстью, силь- ным!, умомъ и огромной энергіей; если всѣ способ- ности ея души работают!, въ соціалыюмъ напра- вленіи; если ея душа, не удовлетворяясь ограничен- нымъ кругомъ семейнаго особнячества, стремится въ ширьміровыхт,,общечеловѣческихъпитересовъ, — то получатся великій фанатическін характеръ и ве- ликій общественный дѣятель. Благородство чувствъ, соединенное съ необыкновеннойэнергіей и возвы- шенностью помысловъ, бываетъ отличительной чер- той людей этого сорта. Припомните Гуса. На него надѣваютъ бумажный колнакъ съ нарисованными чертями н предаютъ его душу анаѳемѣ, «а я пре- даю ее Господу Богу», — отвѣчаетъ съ кротостью Гусъ; костеръ уже зажженъ, и какая-то благо- честивая старуха, радѣющая о спасенін своей души, спѣшитъ съ головнею, чтобы прибавить и своего огня; Гусъ смотрите на нее н кротко улыбается, и, можете быть, въ этотъ момента любите еще болѣе то несчастное, затупленное и страдающее чело- вѣчество, за свободу котораго онт, умираете. Изъ души точно съ корнемъ вырваны всѣ ассоціаціи злыхъ п негуманных!, представленій. Здѣсь внп- маніе открыто исключительно въ сторону любви къ человѣчеству ( въ сторону справедливости и правды, и никакой другой иорядокъ представленій не возбуждается въ .этой благородной н глубоколю- бящей душѣ. Да; это односторонность — но одно- сторонность человѣческаго величія. Исторія знаетѣ много прпмѣровъ подобной односторонности внн- манія. Вниманіе, воспитанное въ сторону одной кро- тости и всенрощаемостн,не всегда еще создает!, полнаго человѣка. Есть характеры, выработавшіе въ себѣ всепрощаемостьдо того, что они уже пере- стают!, возмущаться. Они прощаютъ всякое зло, всякую несправедливость, всякое угнетеніе.съ хри- стіанской добротой, переходящей только въ личное болевое чувство и не выражающеесяни въ какомъ внѣшнемъ дѣйствіи. Кому вы служите, кроткіе люди, кому прощаете? Вы мучитесь, вы болите, ваши хрпстіанскія кроткія чувства возбуждают!, къ вамъ личныя симпатіи всѣхъ, кто васъ знаетъ, но развѣ вы не похожи на ту благочестивую старуху, ко- торая поджигала костеръ -Гуса? Есть характеры менѣе сердечныеи любящіе, въ которыхъ преобла- дают!, ассоціаціи . себялюбивыхъ, эгоистичных!, представленій. Ихъ самообладаніе переходптъ въ объективный нндифферентизмъ, утрачивающій точно также способность всякаго протеста. Этнмъ путемъ односторонняго вниманія воспитывается вся масса филистерствующаго равнодушія, заботящаяся только о личномъ спокойствіи и устраняющая себя отъ всего, въ чемъ не замѣшанъ ея личный интересъ. Формула этихъ людей — <моя хата съ краю, . Этимъ путемъ слагаются практики съ узкимъ кругозо- ромъ, вѣрные счетчики на короткомъ разстоянін, вся та масса жалкой посредственности,которая въ двадцать лѣтъ застраховала себя отъ всякихъ благо- родныхъ порывовъ и великодушных!, увлеченііі п знаетъ только одно чувство — страха. Въ моменты общихъ увлеченій они идутъ за тѣми, кто увле- кается; въ моменты реакціи они переходятъ на сто- рону реагирующпхъ. Они всегда тамъ, гдѣ меньше опасности, гдѣ, не рискуя ничѣмъ, можно полу- чить многое. Они разеуждаютъ всегда благородно п поступаютъ всегда «благоразумно». Изъ этой массы не вышелъ еще ни одинъ велиісій человѣкъ, ни одинъ великій характеръ; это балласта челове- чества, серединная сила, лежащая между тупостью и умомъ, покоемъ н движеніемъ, сномъ и жизнью. Съ концомъ дѣтства еще не кончается воснита- ніе вииманія,— напротивъ, оно развивается и ра- стете по мѣрѣ накопленія новыхъ слѣдовъ. Извѣ- стный родъ занятій можете давать вниманію боль- шую и большую односторонностьи, наконецъ, со- вершеннозамкнуть его .отъ всего, что не нмѣетъ. связи съ этими занятіямн. Но направленіе внима- нія все таки определяется тѣми первыми слѣдамп, которые будутъ заложены въ душу ребенка. Ни

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1