Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

нихъ однихъ человѣкъ не лжетъ и никого не обма- нываетъ. Обиходное предетавленіе, которое между чувствомъ п умомъ создаетъ намѣренный антаго- низма,, изъ ума дѣлаетъ только красивую вывѣску, и вся наша система воспитанія основана на маскп- рованш чувства,, на разъединеніл процессова, ума отъ процессова, чувства. Знаменитый афорпзмъ Франклина: «мало того, чтобы быть, — надо еще и казаться», воніёлъ настолько ва, практику всеоб- іцаго обиходнаго воспитанія, что въ каждомъ изъ насъ вы найдете двухъ людей — одного для себя, другого напоказъ. Но только тотъ истинно цѣль- ный п надежный человѣкъ, чье чувство находится въ полной гармоніи съ его умомъ; про кого можно сказать, что со свѣтлымъ умомъ онъ еоедпняетъ честное, правдивое сердце; въ кома, его головная теорія не расходится съ практикой его чувства,. Строй пли резонансъ души, подвергающійся пе- ремѣнамъ въ отдѣльныхъ личностяхъ, мѣняется точно также и у цѣлыхъ народовъ. Этотъ ростъ чувствъ есть простое, обобщеиіе единолпчныхъ пе- ремѣнъ, выражающееся ва, коллективной историче- ской формѣ. Ва, коллективном!, строѣ души выра- жается физіономія народа, его національность. Но на разныхъ ступеняхъ своего исторпческаго развп- тія каждый народъ обнаруживает!, разную зрѣ- лость души и чувства,. Грубыя шутки, плѣияюіція московских!, приказчнковъ, приведут!, въ негодо- ваніе цивплизовапнаго человѣка; то, что терпѣ- лось у наса, общественными чувствами временъ Ивана Грознаго, оказалось бы нестерпимыми те- перь; крѣпостное право и всѣ его проявленія, воз- можный еще двадцать лѣтъ назадъ, возмутили бы нынче нашу общественную еовѣсть. Но нзмѣненіе строя коллективной души, какъ и души отдѣльнаго человѣка, можетъ быть иногда частными, временными/ Чувства, выведенный на время изъ своего обыкновенного средняго уровня, по вмннованіп возбуждающих!, причина,, опять стре- мятся придти ка, нему же. Подобный частныя укло- ненія могутъ зависѣть ота, разныхъ причини и не- рѣдко даже ота, одной энергической лпчностп. По- разительный и для многихъ загадочный фактъ этого рода представляет!, состояніе русскихъ обществен- ныхъ чувствъ, напримѣръ, за послѣднее двадцатп- лѣтіе. Весь строй русской коллективной души, под- нимавшійся до высокаго прогресспвнаго уровня, снова упадалъ на прежній уровень. И послѣ этого еще раздаются повсюду жалобы на общественное равнодушіе, на безсодержательноеть литературы, на ничтожество ея руководящаго общественнаго значенія. Но на кого мы сѣтуемъ, кого обвиняема,? Укорять кого либо — значить обвпнята себя ва, не- пониманіи коллективных!, психологическихъ про- цесовъ. Нужно только понять фактъ — вота, и все. А фактъ говорить, что и резонанса, коллективной души мѣняется также, какъ и резонансъ отдѣль- ной человѣческон души, и что душевное настрое- піе образованных!, слоена, отличается довольно лёг - кой подвижностью. Задача политики заключается поэтому въ ѵмѣньѣ угадывать душевное настроеніе общества и пользо- ваться ими для общественно-прогрессивных!, цѣ- лей. Какое бы ни было душевное настроеніе обще- ства, ва, нема, всегда заключается множество обще- ственныхъ элементов!,, которыми можно пользо^- ваться въ цѣляхъ общаго блага и сообщать обще- ственному настроенію надлежащій тони. Подобной задачи не можетъ брать на себя литература; за- дача ея подчиненная. Ею выражаются лишь обще- ственный настроенія, Обществениыя желанія, общее ственныя стремленія; ею выражаются внутренніе процессы коллективной души. Но дать этіша, стре- мленный, практическую осуществимость, изъ мно- жества разныхъ наетроеніп выбрать одно, наибо- лѣе отвѣчающее общему благу, и ка, этому высшему уровню поднять все общественное настроеніе — во- все не задача литературы: это уже задача поли- тики. Политика управляетъ коллективными ли- цомъ, пользуясь его душевными настроеніемъ; ш> это иастроеніе формируется изъ настроеній отдѣль- ныхъ лицъ, отъ которыхъ теперь все больше и больше завпситъ ходи вещей. Если камертона, от- дѣльныхъ личныха, чувствъ иизокъ, то и резо- нансъ общественной души и общественнаго настрое- нія не можетъ отзываться благородными соЗвучіемъ. на призывы прогрессивныхъ дѣятелей. Политика только пользуется тѣмъ, что есть: но то, что есть, создается прежде всего въ каждой отдѣльной душѣ и заключается въ благородномъ строѣ чувствъ, заключается ва, согласіи хорошо воспитанного сердца съ хорошо воспитанными умомъ. Навыки и привычки. Ливингстону во время его путешествій но Африкѣ очень часто приходилось испытывать неблагодар- ность негровъ. Особенно огорчили его одинъ черно- кожий мальчики, взятый ими изъ Бомбея. Ливинг- стонъ хотѣлъ «сдѣлать человѣка изъ этой бѣдной- бѣднои твари». Онъ научили «бѣдную тварь» чи- тать, писать, обходился съ нею съ самой нѣжной материнской заботливостью. Но когда разъ экспе- дпція остановилась въ Мпонду, мальчика, сказала* Ливингстону, что тута, жйвута, его родные, и что она, хотѣлъ бы остаться при нихъ. Оказалось, что «бѣдная тварь» все наврала, что въ Мпонду у нея нѣтъ ннкакнхъ родныхъ, и что она поступила тавъ просто по чувству неблагодарности, не умѣя оцѣ- нить материнских!, забота, Ливингстона. Съ подобными фактами людской неблагодарности чаще всего приходилось знакомиться филантро- памъ. Филантропъ беретъ мальчика-бродягу и, по- добно Ливингстону, желаетъ сдѣлать изъ «бѣдной твари» человѣка. Онъ ее умываетъ, одѣваетъ, обучаетъ грамотѣ и письму, пріучаетъ ка, порядку и порядочности; но неблагодарная <■< тварь» бѣжитъ отъ своего благодѣтеля, чтобы снова жить въ бѣд- постп и нпщетѣ и продолжать свою прежнюю ски- тальческую жизнь. Филантропъ обвиняетъ „бѣдную тварь" въ неблагодарности, берета, новаго бродягу; тотъ дѣлаетъ съ нпмъ то лее; беретъ еще — опять то же, и филантропъ все больше и больше убѣ- ждатся въ черной неблагодарности людей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1