Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

€39 СТАТЬИ ОВЩЕСТВЕКНО-П ЕДА ТОГИ ЧЕС К I Я. 640 Не думаете ли вы, что «бѣдыая тварь» непони- маетъ, гдѣ лучше, — въ теплой комнатѣ или па улицѣ; что она не знаетъ, что вкуснѣе — черствый хлѣбъ или отбпвныя котлеты; что она считаетъот- репья лучше удобной и теплой одежды? Не думаете ли вы, что въ «бѣдной твари* нѣтъ души, и что она не чувствуетъ благодарности къ своему благодѣ- телю? Все это есть, и «бѣдная тварь» бѣжптъ не потому, чтобы не умѣла цѣнить нашихъ благород- ныхъ побуждений: она бѣжитъ потому, что у нея сложились уже извѣстныя привычки. Какъ фи- лантронъ не можетъ разстатьсясо своимипорядоч- ными привычками, такъ бродяга не можетъ раз- статься со своими дурными. То, что филантропъ обзываетъ словомъ «неблагодарность . . есть въ сущ- ности «привычка». Человѣкъ — рабъ свонхъ привычекъ, и кто при- выкъ наблюдать за собою, тотъ знаетъ, какъ это вѣрно. Самые мелочные поступки наши онредѣля- готся нашими привычками; весь складъ нашей жиз- ни, все наше воспптаніе есть собственно рядъ из- вѣстныхъ усиленныхъ привычекъ, которыхъ мы не можемъ ни измѣнить, нп исправить. Борьба съ разъ укоренившейся привычкой есть, можетъ быть, самая трудная борьба. Пьяница очень хорошо со, знаетъ весь вредъ своей несчастной при- вычки; онъ хорошо понимаетъ и предвидптъ всѣ ея печальный послѣдствія; онъ даетъ зарокъ никогда не пить; онъ клянется Вогомъ и небомъ, н дѣтьми, ивженой, что перестанетъ; но проходитъ недѣля, дѣ, пройдетъ, можетъ быть, мѣсяцъ — и пьяница становится снова пьяницей. Кому неслучалось ви- дѣть этихъ несчастныхъ,тотъ неможетъ себѣ пред- ставить, какая нравственная борьба пропсходитъ въ нпхъ, и какъ вѣрно замѣчаніе Макіавели, что въ поступкахъ людей нельзя довѣряться никакимъ словамъ, никакимъ торжественными обфщаніямъ, еслиони не закрѣплены привычкой. Еслпбы привычка не пускалатакихъ гдубокихъ корней, борьба съ нею- не представляла бы нпка- кнхъ трудностей; человѣкъ сказалъ бы себѣ «до- вольно» — и привычкѣ конецъ. Есть общераспро- страненная привычка курить табакъ. Кто же не знаетъ, что удовольствіе, доставляемое этой при- вычкой, далеко не перевѣшиваетъ вредныхъ ея по- слѣдствій. Но курильщику также трудно отвык- нуть отъ куренья, какъ пьяницѣ — перестать быть пьяницей. Неудовлетворенные нервы напоминаютъ о себѣ напряженными состояніемъ, и одной такъ называемой доброй воли слишкомъ мало для того, чтобы отказаться отъ привычки. Бываютъ случаи, когда никакая въ мірѣ добрая воля, никакія ассо- ціаціи представленій, который желаніямъ п стре- мленіямъ человѣка должны бы дать противополож- ное направленіе, не въ соетоннін заставить его бросить вредную привычку. Человѣкъ, чтобы от- выкнуть, готовъ на все, онъ мучитсясвоими нрав- ственными безсиліемъ, его жизнь отравлена, не- счастный страдаетъ, нроклинаетъ день своего ро- жденія и свою безхарактерность, и — ннкакія нрав- ственный муки не въ состояніи заставить его отка- заться отъ разъ укоренившейся привычки. Но если, съ одной стороны, пагубный п вредный привычки составляютъ трудно искоренпмое зло, съ другой — -правильный, порядочныя привычки не- обыкновенно облегчаготъ жпзнь. Привычка къ по- рядочной, правпльной, умѣренной жизни — одно изъ главныхъ условій здоровья и цвѣтуіцен, бодрой ста- рости. Лордъ Пальмерстонъ семидесяти лѣтъ ка- ждый день дѣлалъ по тридцативерстъ верхомъ и со- хранилидо смерти юношескую бодрость духа и силу ума. Привычка къ правильному распредѣленію времени — единственное средство въ короткое время сдѣлать много. • Время — -деньги», — говорятъ англи- чане, я деньгами оно будетъ только тогда, если мы привыкнемъ правильно распредѣлять его между отдыхомъ и дѣломъ. Самый легкій трудъ можетъ сдѣлаться непоснльнымъ, если вести его безпоря- дочно, п, напротнвъ, самый тяжелый, громадный трудъ, при правнльиомъ его распредѣленін и при здоровыхъ гнгіеническихъ прпвычкахъ, окажется дѣятельностыо укрѣпляющей. Большинство людей дѣлаютъ такъ мало только потому, что не умѣютъ справиться со своими вре- менемъ, не имѣютъ привычки обращаться съ ними строго-систематнческн. У такихъ людей ни на что недостаетъ времени; они суетятся, раскидываются, бросаются в въ концѣ концовъ прнходятъ къ са- мыми ничтожными результатами. Желая оправдать свою безпорядочность, они говорятъ, что немогутъ жнть но часами, что это хорошо для нѣмцевъ, что это филистерство; но развѣ Кантъ были фнлпсте- ромъ, развѣ Пальмерстонъ были филиотеромъ, раз- вѣ Наполеонъ I были филистеромъ? Всѣ великіе людп, всѣ замѣчательные мыслители отличались всегда строгими привычкамип строгими порядкомъ жизни. Удивительное въ жизни англпчанъ и амерпкан- цевъ не въ томъ, что они много дѣлаютъ, а въ томи, что у нпхъ все время разсчитано на дѣло, что вся пхъ жизнь сложилась въ дѣятельную привычку. Наша же жизнь, напротнвъ, разсчитана вся на праздность н на отдыхи. Мы отдыхаемъ не для того, чтобы трудиться, а, напротнвъ, трудимся для того, чтобы отдохнуть. Наши привычки — при- вычки праздной лѣнн. Крѣпостная традиція съ ея умственной п физической неподвижностью въѣлась такъ въ нравы нашего образованнаго общества, что, можетъ быть, трехъ поколѣній еще мало, что- бы мы сталипоходить на европейцевъ. Иногда при- ходится слышать: «Что же нами дѣлать?» Точно наша жизнь должна идти стпхійно, и точно обстоя- тельства создаютъ людей, а не люди — обстоятель- ства! Конечно, одинъ человѣкъ не въ состояніи бо- роться съ дурными привычками общества; но если смолоду каждый воспитается въ дѣятельныхъ прпвычкахъ, въ привычкѣ къ мыслп, въ привыч- кахъ полезнаго труда, — развѣ будетъ возможна тогда та восточная спячка, та лѣнь н умственная неподвижность, которой больна теперь наша ску- чающая провинція? Можетъ быть, одинъ Петербургъ дѣлаетъ исключеніе изъ этого общаго русскаго пра- вила. Мы изумляемся, что за-границей газеты рас- ходятся въ сотняхъ тысячи экземпляровъ. За-гра-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1