Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

нпцей простой кельнеръ и трактирный гарсонъ чи- таютъ газеты. Но развѣ насъ кто нпбудь пріучалъ къ чтенію, развѣ въ систему нашего домашняго воспитанія входитъ развитіе привычки къ обще- ственному интересу, къ общественныаъ явленіямъ, къ общественными, мыслямъ? Англичане говорятъ, что «ученье есть передача принцииовъ, а восиитаніе — передача иривычекъ». Изъ поколѣнія въ поколѣніе дѣйствуетъ въ Англіи этотъ принципъ, и нигдѣ на континентѣ вы не встрѣ- тите такой общественной порядочности, какою от- личается англійское образованное общество. Вос- питайте насъ въ прпвычкахъ порядочности — мы будемъ тоже порядочными людьми. Конечно, воспитаніе въ однѣхъ механическихъ прпвычкахъ даетъ обществу машинообразный, шаб- лонный характеръ; поэтому-то школа Песталоццп I! была противъ англійской системы, а Руссо, вос- питывая своего Эмиля, хотѣлъ дать ему только одну привычку — не имѣть никакихъ иривычекъ. Проти- воположная крайность, въ которую кидается Руссо, чтобы спасти личность, есть крайность теоретиче- ской послѣдовательности. Въ вей нужно впдѣть лишь протеста противъ той старой системы, на ко- торую обрушился Руссо. Человѣка точно также нельзя воспитать вовсе безъ привычекъ, какъ нельзя изъ него сдѣлать машины. ІІодъ именемъ привычекъ въ обыденной жизни нонпмаютъ такія состоянія организма, которыхъ собственно нельзя назвать привычками. Говорятъ: человѣкъ привыкъ къ холоду или жару, привыкъ къ перемѣнамъ температуры, и въ систему хоро- шаго гигіеническаго воспитанія обыкновенно вхо- дитъ пріученіе дѣтей къ перемѣнамъ температуры. Но въ сущности въ этихъ случаяхъ дѣтлмъ не со- общается никакой привычки. Организмы ихъ, ря- домъ повторяющихся впечатлѣній, приспособляются только противодѣйствовать извѣствымъ вреднымъ вліяніямъ; они пріучаются выносить такія ощуще- нія, которыхъ прежде не выносили. Какія при этихъ приспособленіяхъ происходятъ перемѣны въ орга- низмѣ — неизвѣстно, но только этими перемѣнами и объясняется возможность этой выносливости, при которой человѣкъ можетъ пріучпть себя пить спирта и даже ѣсть мышьякъ. Привычкой называютъ еще усиленіе тѣхъ или другахъ способностей. Но чело- вѣкъ, иривыкшій поднимать большія тяжести или работать продолжительно, достигаетъ этого вовсе не привычкой. Онъ собственно развилъ въ себѣ извѣстную способность, увеличивъ массу своихъ мускуловъ. Здѣсь — не привычка, а простое увели- ченіе силы. То же самое замѣчается въ умствен- номъ трудѣ. Способность къ продолжительному и настойчивому труду не есть привычка, но увели- ченіе средствъ ума. Собственно подъ привычками нужно понимать нервный отраженныя дѣйствія, совершаемый нами безъ участія сознанія. Привычка даетъ нервамъ способность не только выполнять легко извѣетную работу, но и возбуждать извѣстную наклонность къ такому труду. И вотъ въ чемъ собственно раз- ница между простыми механическими навыками и привычками — наклонностями, превращающимися въ принципы дѣйствій. Ребенокъ съ перваго же дня рожденія начпнаетъ дѣлать разные опыты и приспособленія и создавать своп привычки. У ребенка нѣтъ ничего прнрожден- наго, кромѣ его наследственности. Ему нужно вы- учиться видѣть, слышать, комбинировать слухъ и зрѣніе, выучиться чесать то мѣсто, которое чешется, научиться находить мѣсто, которое болитъ, комби- нировать ощущен ія мускульныя при ходьбѣ и т. д. Цѣлымъ рядомъ медленныхъ и посгепенныхъ прп- способленій ребенокъ наконецъ пріобрѣтаетъ без- сознательные навыки, которыми мы потомъ и поль- зуемся, совершенно не помня, какъ мы ихъ прі- обрѣли. Навыкъ зрѣнія — очень слозкный навыкъ. Продолжительнымъ рядомъ приспособленій слагается привычка къ двпженіямъ глазныхъ нервовъ въ извѣстномъ затверженномъ порядкѣ, привычка вп- дѣть двумя глазами одинъ предмета, привычка ви- дѣть предметы въ перспектпвѣ и т. д. Такой же сложный навыкъ — владѣть пальцами рукъ. И ка- кой актъ мы ни возьмемъ, каждый слагается путемъ болѣе пли менѣе сложныхъ рефлексовъ, болѣе или менѣе продолжительнымъ навыкомъ. Случается очень часто, что, желая описать по- слѣдовательно какое нибудь сложное механическое дѣйствіе, мы не можеыъ припомнить его порядка и должны прибѣгнуть къ привычкѣ мускуловъ рукъ и ногъ, которые помнятъ это лучше. Извѣстно, что большинство людей пріучается писать чисто-меха- нически; но и тѣ, которые знакомы съ теоретиче- скими правилами, прибѣгаютъ нерѣдко къ провѣркѣ себя привычкой рукъ. Иногда нишущій приходптъ въ затруднение, не зная, что поставить въ словѣ — ѣ или е. Тогда онъ пишетъ это слово отдѣльно, и обыкновенно оказывается, что рука иомнитъ лучше,, чѣмъ голова. Чаще всего роль привычки мы можемъ наблюдать на голосовомъ органѣ. Вэнъ говорить, что едва ли какая нпбудь другая часть тѣла, не исключая далее руки, можетъ достигнуть такой ловкости въ совер- шены безеознательныхъ двпженій, какъ голосовой аппарать. При упражненіп голосового органа мы испытываемъ цѣлую массу пріятныхъ мускульныхъ ощущеній. Вотъ почему дѣтн такъ любятъ пѣть. Любопытно бы знать, какими физіологпческпмп мо- тивами руководствуются маменьки, занрѣщающія своимъ дѣтямъ пѣть, говорить и учить вслухъ? Конечно, есть предѣлъ, за которымъ пріятное го- лосовое ощущеніе сгановится непріятнымъ; гра- ницей служить усталость. Крикъ можетъ надоѣдать родителямъ, — это справедливо, но иногда родители, и особенно благовоспитанныя гувернантки, не поз- воляют. дѣтямъ, и преимуществеено дѣвочкамъ, пѣть потому, что это неприлично. Въ провинціи вы встрѣтите дома, въ которыхъ .никогда не раз- давалось дѣтское пѣніе, между тѣмъ привычки голосового органа — одно изъ самыхъ главныхъ воснитательныхъ подспорій. Практическое пзученіе иностранныхъ языковъ, которое такъ легко дается въ дѣтскомъ возрастѣ, есть собственно привычка голосового органа. Впослѣдствіи, когда вся му-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1