Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

■643 СТАТЬИ ОБЩЕСТВЕН НО-ПЕДАГОГ, И ЧЕСКІЯ. fi 44 скульная голосовая система освоилась только съ извѣстными двнженіями, она уже. не въ состояніи совершать другихъ, ей незнакомыхъ, или, ио крайней мѣрѣ, очень ими затрудняется. Заставьте сорока- лѣтняго нѣмца, не знающаго нн одного слова по русски, сказать «хлѣбъ», онч, будетъ говорить «клѣбъ». Такую же трудность представляютъ для русскпхъ гортанные звуки восточныхъ языковъ. Еслибы мы не нріобрѣли смолоду привычки голосовыхъ органовъ кь пропзнесенію всѣхъ словъ своего родного языка; еслибы намъ нриходплось произносить пхъ, сознавая процессъ каждаго слова, создавая его всякій разъ, — мы не могли бы говорить. Когда вы идете — вы не думаете, что вы идете; но обратите вниманіе на нроцессъ ходьбы, и походка ваша станетъ несвободной. Совершенно то же и въ рѣчп. Когда мы говорпмъ, мы только думаемъ о томъ, что сказать, а не о механизмѣ рѣчи; нашъ голосовой органъ идетъ слѣдомъ за мыслью, такъ сказать, выкрикиваетъ ее, дѣйствуя путемъ чи- стаго навыка и привычки. Нужно полагать, что рефлективный процессъ мышленія словами находится въ прямой связи съ рефлективными процессомъ голосового органа. Мы какъ бы молча произносимъ слова, которыя ду- маемъ, такъ что если мы сильно углубимся въ себя, сосредоточимся на своей мысли, то начинаемъ шеп- тать слова, какъ говорить — думать вслухъ. Дѣти, углубляясь въ игру, обыкновенно шепчутъ. Педагогическая важность этой связи подтвер- ждается всѣмъ йзвѣстнымъ фактомъ. Если ребевокъ будетъ только понимать и заучивать одну мысль безъ словъ — онъ затрудняется ея передачей вслухъ, онъ пріискиваетъ слова, нутается и наконецъ со- всѣмъ сбивается. Его именно затрудняетъ процессъ рѣчи, механизмъ ея, который ему приходится со- здавать сознательно; у него недостаетъ именно того навыка, который у музыкантовъ зовется «вла- дѣть пнструментомъ». Поэтому ребенокъ долженъ не только заномнпть мысль, но и порядокь звуковъ, которыми она выражается. Не создавъ себѣ еще при- вычки «владѣть словомъ», ребенокъ всегда учить вслухъ, и при зазубриваніп безъ этого обойтись по- чти невозможно. Поэтому при ученіи дѣтей ихъ необходимо вна- чалѣ заставлять учить мысли словами вслухъ, чтобы они развили свой голосовой органъ, и чтобы этотъ органъ иолучилъ твердую привычку идти слѣдомъ за мыслью. Только подобнымъ постепен- нымъ упражненіемъ пріобрѣтается навыкъ выра- жать мысли безъ затрудненія. Отсутствие дара сло- ва есть собственно отсутствіе привычки голосового органа. Молчаливые, кабинетные, люди рѣдко го- ворятъ хорошо. Въ зазубрпваніи замѣтиѣе всего привычка голо- совыхъ органовъ. Это чнсто-механическій процессъ, простой навыкъ голосового аппарата, пріобрѣтае- мыіі безъ всякаго участія сознанія. Можно зазу- брить все, что хотите. Въ то время, когда мы npo; d износим!) зазубренно^, ДДІу » ЩЖв шт?м о отт№ ъ Ѣ9 Б тщеоѴѢгжт-а забытое слово уже останавливаетъ зазубренную рѣчь. Но подскажите это слово, — пренятствіе преодолѣно, и голосовой органъ опять пойдетъ своимъ полнымъ ходомъ, какъ машина. Практика давно уже рѣшила вопросъ о важности многихъ заучиваній. Еслибы мы не заучивали на память таблицы умноженія, и всякіи разъ должны были бы справляться съ табличкой или додумы- ваться, сколько 2Х 2 пли 5 5,- — много бы ухо- дило у насъ времени на эту бесполезную работу. Практика давно уже рѣшила вопросъ, что многія наши иослѣдующія дѣйствія, вся наша жизвь облег- чается необыкновенно навыками, пріобрѣтаемымп нами въ молодости. Практика не знала только того, что эги навыки суть извѣстные, заученные рефле- ксы, привычки нервовъ, облегчающія дѣятельность мысли. Еслибы математикъ, не зная таблицы умноженія, занялся сложными вычисленіями, онъ на часовую работу потратилъ бы мѣсяцъ времени. Еслибы человѣкь, не имѣя навыка чтенія, думалъ бы каждый разъ иадъ каждой буквой, надъ ка- ждымъ словомъ — онъ прочиталъ бы во всю жизнь только одну книгу, еслибы отъ скуки не бросилъ ее на первой страницѣ. Дѣти, пока не усвоили привычки читать, не любятъ чтенія и съ трудомъ понпмаютъ, что читаютъ; имъ прпходптся совер- шать двойную работу. Первоначальное воспитавіе должно заклю- чаться въ томъ, чтобы сообщать дѣтскимъ нервамъ полезный привычки и привычки комбинировать двпженія разлпчныхъ органовъ. Если вы хотите, чтобы привычка усвоилась какъ можно лучше и чтобы въ психичеекомъ аппаратѣ легли наиболѣе глубокіе слѣды, заставляйте всѣ органы ребенка дѣйствовать въ одномъ направленіи, упраашяйте наи- большее число нервовъ. Чѣмь большее число нер- вовъ заставите вы дѣйствовать, тѣмъ болѣе вы облег- чите усвоеніе привычки. Современная педагогія очень хорошо знаетъ этотъ фактъ и его причины, и вотъ почему во всѣхъ случаяхъ, гдѣ только возможно, она призываетъ къ участію н слухъ, и зрѣніе, и голосовой органъ, и даже мускульное чувство. Всѣ наши привычки слагаются уже въ первой молодости, и чѣмъ организмъ моложе, тѣмъ легче укореняются въ немъ привычки. Поэтому уже съ перваго дня рожденія ребенка нужно заботиться о томъ, чтобы онъ пріобрѣталъ только здоровыя и полезныя привычки. Дѣтскій организмъ живетъ рефлексами нпзшаго порядка; дальнѣйшая дѣятель- носгь его нервнаго и мозгового аппарата, соеди- няющая рефлексы высшаго порядка, наступаетъ впослѣдствіп, и тѣ родители, которые говорятъ: «дитя еще глупо, оно ничего не разумѣетъ, пой- метъ — пебестанетъ», прежде всего сами не пони- мают., что они говорятъ. Дитя дѣйстввтельно глупо, и не объ его умѣ рѣчь, — рѣчь о томъ, что рефлективная дѣятельность есть его жизнь, что всѣ его акты суть рефлективные ^дщ^сы^^в^ор^о ШШѢШШ. » аШШюВэ чс тттщшШтъ¥т%ъ »

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1