Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

что молодая душа еще некончила своего роста, что передъ нею впереди цѣлая масса новыхъ внечат- лѣній, ощущеній и возможность формированія но- выхъ веренидъ представлеяій. Вотъ почему моло- ды я вдовы такъ легко утѣшайтся, н почему ими такъ легко переносится отчаяніе. Въ сущности страдапіе молодой неутѣшноп вдовы есть не от- чаяніе, а только сильное, острое горе. Апатія есть душевное безсиліе. Душа страдаетъ, не думая объ утраченной деятельности, но въ то же время и не стремится схватить то, чего уже нѣтъ. Душа просто устала, истомилась; испробо- вавъ многое, она отказалась отъ стремленій и борьбы. Аиатія тоже необыкновенно тупое, гнету- щее чувство, выражающееся упадкомъ силъ, рав- нодушіемъ н безчувственностью. Она — хроническое страданіе, обыкновенно неизлечимое н нерѣдко до- водящее до самоубійства, Въ такомъ, высшею, сво- емъ проявленіп апатія есть уже сплннъ. Россія не знаетъ сплина,но она знаетъ апатію. Апатія создается препятствіямн къ дѣятельностп, хотя іі неопредолимымп, но и не имѣющими стнхііі- наго, рокового характера. Человѣку за этими пре- пятствіямн рисуются люди, нзвѣстные порядки, извѣстные нредразсудкп, которымъ онъ подчи- няется по необходимости, но которые имѣютъ для него жизненный, осязательный образъ. Вотъ образ- чнкъ лодобнаго душевиаго страданія. Житель юга, подвижной, впечатлительный, сердечный, но въ то же время недостаточно активный и энергическій, страдающій наслѣдственной восточной лѣныо, при- нужденъ обстоятельствами служить въ подмосков- ной губерніи. Молодость оставила въ немъ цѣлый рядъ яркнхъ воспоминаній о свѣтлой нрнродѣ юга, о простой первобытной жизни съ ея дикимъ, дѣй- ствуюіщшъ на воображеніе, разнообразіемъ, скач- ками, джигитованіемъ, набѣгами горцевъ. И вотъ этого-то восточнаго человѣка судьба переносить внезапно въ совершенно новую для него среду ци- вилизованной европейскойодноформенности съ ея полицейскими порядками, — въ сферу служебнаго однообразія съ ея машнннымъ круговоротом!, вѣчно повторяющихся одинхъ и тѣхъ же впечатлѣній. Человѣкъ женится, но ни любовь, нп женптьба не могутъ удовлетворить его; не удовлетворяютъ его и дѣти, хотя онъ й любптъ ихъ страстно;не удовле- творяетъ ни общество, нн служба. Во всемъ и вездѣ онъ видитъ себя исполнителем!, лишь чужой воли; никогда опт, не чувствует!, себя самимъсо- бою; а между тѣмъ воображеніе безпрестанно раз- вертываетъ передъ нимъ яркія панорамы, рисуетъ его прошлую молодость, свѣтлую природу юга н непосредственную простоту первобытной жизни, когда ему — ребенку — -жилось такъ легко и свободно. Препятствія очевидны, ясны; они стоятъ передъ нимъ, какъ живые образы; онъ боролся съ ними лѣтъ шесть іі наконецъ потерялъ надежду по- пасть въ свой родной Кавказъ. У человѣка опу- стились руки. Прнмѣръ этотъ нѣсколько крайній; онъ именно тотт, видъ анатін, который нзвѣстенъ подъ именемъ ностальгін или тоски по родннѣ. Гораздо обыкновен- нее у наст, анатія, въ которой душа хотя тоже стра- даетъо потерѣ своей родины, но эта родина не югъ, не Кавказъ, а тародина, которую мы создали стре- мленіямп своей молодости и отъ которой наш. прихо- дится отказываться въ пору зрѣлости. Предъ ка- ждымъ изъ насъ, лѣтъ въ сорокъ, встаютъ несокру- шимой стѣной пзвѣстные порядки, извѣстные пред- разсудки, съ которыми мы наконецъ перестаем!, бороться, потому что устали, потому что наконецъ убѣдились въ своемъ личномъ безсиліи. Кто нашелъ себѣ дѣло, на которомъ его не слишкомъ требовательная душа можетъ успокоиться, — тотъ не впадаетъ въ апатію. Но кого не удовлетворяютъ суррогаты, кто упрямъ въ свонхъ стремленіяхъ н не умѣетъ примиряться, тѣмъ только одинъ вы- ходъ — хроническая апатія съ ея безучастностью. Сплннъ — нѣчто другое. Передъ вамп стоять тоже несокрушимый препятствія; но эти препятствія какъ бы не имѣютъ ничего жизненного, осязатель- наго; они — въ самой душѣ вашей, въ ея строѣ, въ ея узкой ограниченности. Снлинъ — преимуще- ственно болѣзнь англичанъ н, какъ замѣчено, чаще всего бываетъ у богачей, удалившихся отъ дѣлъ. Съ ранней молодости трудитсяангличанин!,, чтобы создать себѣ состояніе. Всѣ его мысли по- глощены нажпвой; вся жизнь его — въ томъ, чтобы создать себѣ богатство; всѣ силы души его на- правлены на достиженіе одной цѣли, и съ желѣзной энергіей онъ неупускаетъее ни наминутуизъ вида. И вотъ онъ достнгъсвоего; опт, хочетъуспокоиться наконецъ, онъ хочетъ отдохнуть, потому что всю жизнь свою трудился для этого момента, — и что же? Вмѣсто счастья и спокойствія, къ которому онъ стремился, о которомъ мечталъ, онъ создалъ себѣ мученіе невыносимой, мертвящей скуки, отравив- шей праздностью всю его жизнь. Человѣкъ кон- чаетъ самоубійствомъ. Бездѣятельность — страданіе, потому что намъ нужна дѣятельность. Но что такое дѣятельность? И неужели можно назвать дѣятельностью то пове- дете, которое доводить разбогатѣвшаго англича- нина до самоубійства? Всякій ли трудъ есть дѣя- тельность, достойная человѣка, и развѣ нравствен- ное страданіе, которое слѣдуетъ за извѣстнаго рода трудомъ, не обнаруживает!,, что въ этомъ трудѣ есть что-то ненормальное, нездоровое, разруши- тельное? Англичанин!, трудился весь свой вѣкъ, чтобы скопить себѣ богатство; онъ отказался отъ всѣхъ радостей жизни; все его вниманіе было на- правлено въ одну сторону; онъ шелъ одной узень- кой дорожкой; онъ смотрѣлъ на весь міръ въ из- вѣстныя очки. Неужели опт, всю свою жизнь тру- дился, чтобы застрѣлиться? Мать, сосредоточив- шая всѣ свои силы на своемъ ребенкѣ и доведенная до отчаянія его смертью, развѣ не тотъ же англій- скій купецъ, идущій по одной узенькой дорожкѣ н смотрящій на міръ въ свои узенькія очки? Развѣ это нормальная дѣятельность? Все это лишь разные впды безумія и душевной ограниченности,односто- ронности развитія съ патологи ческпмъ концомъ. Есть множество дѣятельностей, которыя приво- дятъ къ тѣмъ нее печальным!, результатам!,. Душа,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1