Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

653 БЕСѢДА О ВОСПИТАНІИ. 654 ищущая дѣла, кидается въ какую ннбудь одву сто- рону и создаете пзвѣстную дѣятельность, которую собственно нельзя назвать деятельностью, какъ въ экономическомъ смыслѣ нельзя назвать трудомъ считаніе песчпнокъ или нусканіе мыльныхъ пузы- рей. Жизнь подобныхъ людей не больше, какъ дѣя- тельная праздность, забава и убійство времени. Но трудъ — не забава,; впереди его всегда должны стоять возможно широкія задачи, и только та дѣя- тельность не оставляете чувства неудовлетворенія, въ основѣ которой лежитъ идея, п которая даетъ занятіе физическому н нервному организму. Если какая ннбудь изъ сторонъ человѣческаго организ- ма не удовлетворена, за неудовлетвореніемъ слѣ- дуетъ страданіе. Для счастья и довольства чело- вѣческаго организма нужно, чтобы умь и тѣло бы- ли заняты одинаково. Умственный трудъ точно также нуженъ для развитія и поддержанія на- шихъ силъ, какъ и трудъ физическій. Если чело- вѣка иревращаютъ въ машину, какъ это можно видѣть на фабрпкахъ съ крайнимъ раздѣленіемъ труда, организмъ его хилѣетъ и ослабеваете. За- ставьте человѣка производить однѣ и тѣ же меха- ническія манипуляціп, не требующія никакого ум- •ственнаго напряженія, — -пусть онъ, напримѣръ, вер- титъ вѣчно колесо, — ивы увидите, что изъ него вый- детъ. Только удовлетвореніе нервной системы, толь- ко умственный трудъ устанавливаютъ равновѣсіе л возбуждаютъ въ организмѣ наиболѣе полную дѣ- ятельность. Чтобы проголодаться, вовсе не тре- буется одинъ физпческій трудъ: люди точно также могутъ проголодаться, работая умственно. Правда, умственный трудъ не развиваете мускуловъ, но зато онъ необыкновенно оживляетъ всю нервную систему и значительно уменыпаетъ необходимость физической деятельности. Вотъ почему людямъ, занятьшъ умственно, сидячая жизнь не особенно вредитъ. Доказано, что ученые могутъ доживать до глубокой старости, и что люди, привыкшіе къ умственному труду, гораздо лучше выносятъ дурной воздухъ, кедостатокъ пищи и неремѣну климата, чѣмъ люди, у которыхъ дѣйствуютъ вяло нервы, но сильно развиты мускулы. Поэтому только ту деятельность нужно считать действительной деятельностью въ психологпческомъ смыслѣ, которая полнѣе удовлетворяетъ мозговой и нервной потребности.И вотъ что мы называеаъ идеей. Лишь такая деятельность можетъ вполне насъ удовлетворить, п лишь тотъ трудъ будетъ тру- домъ въ содіальномъ смыслѣ, впереди котораго стоятъ, какъ идея, напвозможно широкія задачи. Трудъ безъ идеи не есть жизнь, и отдаться неустан- ному труду съ какой нибудь ограниченной целью значить отказаться отъ жизни. Трудъ бедняка- крестьянина, все помыслы котораго направлены на то, чтобы прокормить себя и семью, не есть жизнь. Англійскійкупецъ, наживаю іцій себе сшіинъ, — не живетъ также. И никто не живетъ, кто въ самомъ труде не соединяете идеи, дающей его стре- мленія высшій пнтересъ. Такой человекъ не со- здастъ ничего велпкаго, ничегодаже истинно-чест- наго и пстпннс-благороднаго. Сочинитель, ппшущій только для деяегъ, будетъ жалкимъ писакой; ху- дожникъ, думающій объ однехъ деньгахъ, будетъ жалкимъ маляромъ. Инженеръ, жпвописецъ, музыканте, чиновникъ, офицеръ — возьмите, кого хотите — если въ деятель- ности этихъ людей нѣтъ более шпрокихъ обществен- ныхъ задачъ, если мысль ихъ сжатаоднимъ лич- нымъ хлебнымъ кругозоромъ — не более, какъ про- стые, жалкіе ремесленники. Ремесленникомъ будетъ всякій человекъ, который не умеете подняться выше личнаго свиекорыстія; ремесленникомъ будетъ даже государственный человекъ, есливъ его труде нетъ того пспхическагомомента, который только одинъ и даетъ всякой деятельности право называться общественно-человеческой. Кэрри смотрелъ на обще- ственный обязанности человека съ исключительно- экономической точки зрѣнія, когда отправленіе общественныхъ обязанностей назвалъ ремесломъ. Чиновникъ действительно ремесленникъ. если онъ превращается въ канцелярскую машину; но зато кто же и назоветъ его общественнымъ дЬятелемъ? Ограниченность и отуиеніе — вотъ клеймо, которое накладываютъ на человека механическій хлебный трудъ и узкое своекорыстіе. Умственный прогрессъ человечества имеете въ себе, повидимому, что-то фаталистическое.Поэтому происхожденіе фаталнстическихъ системъ совер- шенно понятно. Конечно, мы пояимаемътеперь фа- тализмъ иначе; но мы.понимаемъего иначепотому, что ионимаемъзаконъ причинности. Простолюдинъ и недодумавшійся человѣкъ, нередъ которыми сто- ятъ непонятныедля нихъ факты, съ полнымъпра- вомъ впадаютъ въ недоумевіе передъ темъ, что нередъ ними свершается, и начинаютъ наконецъ видеть во всемъ «судьбу», начертавшую и указав- шую все заранее. Но наука незнаетъ фатализма, — оназнаете только рядъ фактовъ, вытеканщихъ одинъ изъ другого; она берете пхъ и изучаете,какъ послѣдствія, и за- темъ говорптъ, что изъ такнхъ-то причпнъ выте- каютъ такія-то следствія. Наука беретъ организмъ, страдающій душевно или физически; она изследуетъ формы этихъ страданій, ихъ сущность, ихъ причину и затемъ констатируете, что для нормальной жпзни нужна гармоническая деятельность мускульнаго и нервнагоаппаратовъ. Если недостаетъ одногоизъ этихъ условій, то, при крайнемъ перевесѣ мускульной дея- тельности, человёкъ превращается въ чистую меха- ническую силу и въ то же время хилѣетъ и делается негоднымъ для дела; если же онъ отдается съ пзли- шествомъ мозговому труду, то, обезсиливая свою нервную систему, сходите съ ума. Если организмъ человека въ своихъ нервныхъ процессахъудовле- творенъ не вполне — человекъ испытываете стра- данія бездѣйсгвія; если онъ удовлетворен!) одно- сторонне — онъ впадаетевъ отчаяніе или кончаете самоубійствомъ. Человекъ, какъ комплексъ извѣстныхъ силъ, тре- буете удовлетворена этнхъ силъ. Подвергаясь лише- нію, онъ страдаетеи умираете. Иногда онъ искус- ственно ускоряете свою смерть, потому что въ сущ- ности онъ уже умеръ. Никто не можетъ изменить 24 *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1