Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

657 БЕСѢДА О В О С И И Т А Я I И. 658 стоянно свой мозгъ, постоянно болѣлъ чувствонъ умственнаго напряженія и — кончилъ тѣмъ, что по- глупѣлъ. На лбу его явились особенный характер- ная морщины, какъ у человѣка много думающаго; но это былъ одинъ только оптпческій обманъ. и мысль его въ действительности не выросла ни на волосъ. Работая умственно, не напрягайте никогда мысли, — дѣлайте только то, что вамъ дается легко и просто, и, доводите себя до того состоянія, ко- торое называется умственнымъ напряженіемъ. Ко- гда у лошади нѣтъ силъ везти — вы ей кнутомъ не поможете. Только та умственная работа успѣшна, которая по нашимъ силамъ и матеріаломъ которой мы овладѣли. Работайте геніально. ІІодъ геніаль- ностыо мы понимаемъ не то, что понимала передо- вая нѣмецкая молодежь въ началѣ нынѣшняго сто- лѣтія. Геніальность, о которой мы говоримъ, — не больше, какъ соотвѣгствіе нашпхъ умственныхъ силъ съ матеріаломъ, которымъ они располагаютъ. Если матеріалъ превышаетъ силы ума — одно сред- ство: — или оставить работу, пли производить ее но частямъ, комбинируя матеріалъ нѣсколько иначе. Задача воспитателей именно въ томъ и заключается, чтобы поставить ребенка въ возможность овладѣть вполнѣ своимъ матеріаломъ. Этого правила не толь- ко должны держаться воспитатели маленькихъ дѣ- тей, но и дѣтей взрослыхъ. Популяризація есть одно изъ таквхъ же средствъ. Приетрастіе читающей пу- блики къ беллетристпкѣ и къ легкому изложенію есть одинъ изъ признаковъ того, что мысль обще- ства еще недостаточно сильна, чтобы воспринимать идеи въ другой формѣ. Когда мысль зрѣла; когда чувство, возведенное въ сознаніе, выражается въ потребности сознатель- ной деятельности, то человѣкъ осуществляетъ свою мысль въ дѣлѣ. Но если намъ приходится пріоста- новить этотъ преемственный процессъ — промежу- ток между представленіемъ и фактомъ выражается въ нашей душѣ чувствомъ ожпданія. Предположите, что кто нпбудь въ извѣстный часъ долженъ придти къ вамъ; всѣ ваши представлен ія связаны съ этимъ часомъ и, такъ сказать, остановились на этой точкѣ, чтобы найти свое продолженіе или въ дѣлѣ, или въ мысли. Ожидаемое лицо не пришло, и въ васъ воз- никаетъ извѣстное характерное чувство. Чувство ожиданія, если оно испытывается долго, переходить въ другія чувства — въ скуку, гнѣвъ и даже въ страхъ. Скука является, когда ожидаемое перестаетъ давать душѣ достаточную работу и, слѣ- довательно, надоѣдаетъ повтореніемъ одного и того же. Но если съ ожпдаемымъ связано удовлетвореніе какому нибудь стремленію — мы станемъ испыты- вать другое чувство и чаще всего гнѣвъ. Отъ темперамента и отъ воспитанія завпситъ, съ какой силой человѣкъ будетъ выносить чувство ожп- данія. Одни ждутъ спокойно, не волнуясь и ничѣмъ не обнаруживая своего чувства ожиданія: ожидая, они могутъ заниматься совершенно постороннимъ дѣломъ. Другіе, напротивъ, выказываютъ сильное волненіе, рвутся и мечутся, и не умѣють перенести свое внпманіе на посторонній предметъ. Люди стре- мительные и съ раздражительными нервами труд- нѣе всего выносятъ ожпданіе. Легче всего выносятъ его люди недостаточно живые, мало стремительные, вялые или тупые, т. е. именно тотъ самый сортъ людей, который легче выносить скуку и легче пере- носить душевную бездѣятельность. Поэтому тер- пѣніе вовсе не добродѣтель, э скорѣе всего признакъ слабой душевной стремительности. Безусловно тер- пѣливыхъ людей въ сущности нѣтъ: каждый не- терпѣлпвъ; но только у каждаго свое собственное терпѣніе. Одинъ терпѣливо ждетъ одного; другой терпѣливѣе ждетъ другого. Но если человѣкъ, во- ображающій себя влюбленнымъ, ждетъ совершенно равнодушно свидавія — повѣрьте, что онъ не очень влюбленъ. Если человѣкъ, платонически мечтаю- щий о свободѣ, ждетъ совершенно спокойно минуты своего освобожденія— повѣрьте, ему не очень нуяша свобода. По характеру терпѣнія, какъ и по внпма- нію, вы можете опредѣлпть характеръ человѣка. Одни терпѣлнвы, когда не удовлетворено ихъ тѣло; другіе — когда не удовлетворены ихъ умъ, ихъ чувства, ихъ душа. Наблюдайте, въ чемъ именно человѣкъ нетерпѣлпвѣе, — и вы его узнаете! Конечно, привычка можетъ развивать терпѣлп- вость; но это совсѣмъ не та привычка, какъ напрп- мѣръ, механическій навыкъ въ слесарномъ или то- карномъ дѣлѣ, или привычка къ порядку. Мы мо- жемъ становиться терпѣливы, потому что созрѣли мыслью, потому что поняли законъ преемственности извѣстныхъ понятій, идей и явленій. Въ этомъ слу- чаѣ наше терпѣніе не есть перерывъ, и оно не стра- даніе, а только зрѣлый актъ извѣстной активности, постоянно стремящійся удалить извѣствое препят- ствіе. Припомните процессъ, которымъ Англія от- мѣняла своп хлѣбные законы; припомните процессъ, какимъ отмѣнилась ею смертная казнь за воровство въ одинъ шиллпнгъ. Прогрессивная партія, стре- мившаяся къ отмѣнѣ старыхъ законовъ, почти трид- цать лѣтъ изъ года въ годъ вносила свои билли; каждый годъ пріобрѣтала она на свою сторону но- вые голоса, пока не достигла большинства. Это было тоже терпѣніе, но того же рода, съ какимъ Бернаръ Палисси достигъ открытія глазури на фаянсѣ или съ какимъ Фультонъ построплъ наконецъ паро- ходъ. Терпѣніе же, съ которымъ феллахъ сидигь передъ своей норой и произносить съ благоговѣ- ніемъ: «Аллахъ Керпмъ», или терпѣніе того ин- дѣйца, который восемнадцать лѣтъ спалъ на гвоз- дяхъ и, когда его простили, не зналъ другой по- стели, наконецъ, терпѣніе деревенской бабы, выно- сящей цѣлый вѣкъ побои своего мужа, —не терпѣ- ніе, а выносливость. Если на пути нашей дѣятельностя, какого бы рода она ни была, входить представленіе, котораго мы вовсе не предвидѣли, — въ насъ является чувство неожиданности. Чувство неожиданности, какъ пе- рерывъ нашего душевнаго процесса, можетъ быть пріятно и непріятно, смотря по тому, съ какими ве- реницами нашпхъ представленій оно вступить въ комбинацію. Если у васъ мало денегъ, и вы разсчи- тываете всякую копейку, то почтовое объявленіе, приглашающее васъ получить сто рублей, будетъ для васъ очень пріятной неожиданностью, и, наобо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1