Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

661 Б Е С Ъ Д А О ВОСПНТАНІП. 662 быть рабомъ, а не господиномъ. Отождествляя, та- кимъ образомъ, волю со свободой, человѣкъ отстаи- ваетъ свою волю, чтобы отстоять свою свободу н свое право на самостоятельное существованіе. Везсознательно и смутно лежитъ стремленіе къ свободному проявленію своей воли въ нашемъ чув- ствующемъ органпзмѣ. Оно начинается рядомъ про- стыхъ рефлексовъ, переходящпхъ постепенно въ бо- лѣе сложные акты, которымъ придаютъпотомъзна- ченіе разумной и сознательной воли. Едва родпвшіпся ребенокъ уже окруженъ цѣлой массой внѣшнихъ вліяній, п на каждое изъ нихъ онъ отвѣчаетъ какимъ нибудь рефлексомъ. Онъ слы- шитъ звукъ и поворачпваетъ голову въ сторону звука; передъ нимъ явилось блестящее тѣло, блес- нулъ огонекъ — и онъ останавливаетъна вемъ своп глаза; его безпокоитъ неровность постели пли уку- сило яасѣкомое — н онъ вачинаетътревожиться, ше- велиться, п если пренятствіе не устранено — ребе- нокъ кричать. Онъ голоденъ и, еслиего ненакор- мить, плачетъ. Каждое внѣшнее внечатлѣніе со- провождается всегда извѣстными мускульными со- кращеніями, т. е. болѣе или менѣе сложными реф- лексами дѣйствія. Первыя мускульный сокращенія очень несложны. Ребенокъ открываетъ или закры- ваетъ глаза, поворачпваетъ голову, протягиваетъ руки и ноги и шевелить ими въ разныхъ направле- ніяхъ. Наблюдая эти первыя движенія, вы увидите, что они находятся въ строгой, иослѣдовательной связи съ тѣми внешними причинами,которыя пхъ вызвали. Они всегда отвѣчаютъ на нихъ. Вначалѣ ребенокъ не умѣетъ согласовать свои движенія, и потому въ нихъ замѣтевъ какой-то элементт.слу- чайности, какія-то неудачныя пробы и попытки. Только цѣлымъ рядомъ опытовъ и постепенныхъ прпспособленій ребенокъ устанавливаетъ связь между своими органами и пріучается управлять своимъ слухомъ, зрѣніемъ, движеніемъ рукъ и ногъ и голосовымъ органомъ. Ребенку нужно продѣлать много приспособленій и опытовъ, прежде чѣмъ онъ пріучится протягивать руну къ предметуи брать его, прежде чѣмъ онъ выучится согласовать свои ввутреннія стремленія съ голосовымъ органомъ и, наконецъ, высказывать свои желанія словомъ. Не- обыкновенно многосложнымъпроцессомъдостигаегь ребенокъ того, повидимому, простого результата, который обнаруживается въ его хотѣніи. И въ этомъ результатѣ заключается первая школа жизни ребенка, процессъ его нравственнаго роста и раз- вптія Пока ребенокъ малъ, пока онъ ползаетъ, пока онъ неувѣренъ въ своихъ движеніяхъ, пока онъ въ полной зависимостиотъ окружаюіцихъ двяженій п впечатлѣній, которыми онъ не умѣетъ еще овла- дѣть, наше родительскоеоко строго хранитъи обе- регаетъего.Мыдаемъ дитятиполную свободу,-— мы — рабы его и слуги, охраняющіе каждый его шагъ отъ помѣхъ и противодѣйствій. <Чѣмъ бы дитя ни тѣшилось, — лишь бы не плакало», — говорятъ няню- шки и матери. Отъ ребенка не требуется нпчего, — ему только дается все. Но вотъ ребенокъ растетъи крѣпнетъ; онъ уже ходить, бѣгаетъ и не только говорить, но и разсу- ждаетъ. Міръ души его расширился, а болѣе слож- ный внѣшнія впечатлѣнія создаливъ немъ и болѣе сложную систему рефлексовъ. То, что казалось намъ прежде простымъи безсознательнымъ, то, что выражалось одними мускульными движеніямп, въ которыхъ мы не находили смысла, получаетъ те- перь свое выраженіе въ словѣ, рѣчн, мыслп: ре- бенокъ начпнаетъпоходить уже на большого чело- вѣка. Загляните въ сущность происходящпхъ въ его душѣ процессовъ — въ нихъ не произошло ни- какой основной перемѣпы. Разница заключается не въ качествѣ того, что въ немъ совершается, а толь- ко въ болыпемъ яакопленіп душевваго матеріала; новый, поражающій насъ, процессъ представляетъ лишь одно количественное разлпчіе. Хотя ребенокъ остался и тѣмъ же, — онъ сталъ только больше и сложнѣе, — но наши родительскія отношенія къ нему измѣняются, и въ насъ является небывалая до того времени требовательность. Пока ребенокъ былъ малъ, мы не только позволяли ему дѣлать все, — мы даже помогалиему дѣлать все. Вся жизнь его была рядомъ оттолчекъ, ничѣмъ нестѣс- няемыхъ, которыми онъ отвѣчалъ на всѣ поражав • шія его явленія и на всѣ внѣшнія впечатлѣнія. Ребенокъ жшгь свободно, не зная ни ограниченій, ни стѣсневій; онъ жилъ, какъ ему жилось, рефлек- тируя подъ вліяніемъ ничѣмъ нестѣсняемыхъ орга- ническихъпроцессовъ. Но теперь мы хотпмъ, что- бы онъ поступалътолько извѣстпымъ образомъ; мы связываемъ его поведеніэ съ извѣстнымп нравствен- ными представленіями; мы требуемъ, чтобы въ ос- новѣ его дѣйствій лежали извѣстные мотивы, раз- личаемъ въ нихъ начало доброе отъ начала злого и спраншваемъодного добраго. Прежде ребенокъ хопгѣлъ, какъ ему вздумается, и всякое его хотѣ- ніе, переходившее въ дѣйствіе, мы признавализа- коннымъ; теперь мы требуемъ, чтобы онъ хотѣлъ только извѣстнымъ образомъ, мы требуемъ воли и подъ именемъволи понимаемъодну добрую волю. Но измѣнплся ли ребенокъ въ своемъ существѣ, чтобы мы ииѣли право предъявить ему такое тре- бованіе? Развѣ онъ живетъ не въ той же средѣ, не въ той же природѣ? Составляетъ ли онъ нѣчто но- вое, или онъ лишь одно продолженіе своего преды- дущаго? Откуда возпикаетъ наше новое требованіе? Отчего его не было прежде? Отчего оно явилось те- перь? Если ребенокъ жилъ и прение одними про- стыми рефлексами, которые мы берегли, лелѣяди, охраняли отъ всякаго протпводѣйствія, — зачѣмъ мы начинаемъпоступать иначе, когда они изъ про- стыхъ превратились въ болѣе сложные, оставшись въ своемъ сущеетвѣ тѣмъ же, чѣмъ были? Ребенокъ послѣдовательнѣе насъ — его родите- лей. Ііезамѣтно, постепенно,шагъ за шагомъ, идетъ онъ своимъ путемъ, и душа его копитъ свой мате- ріалъ, подобно наростающему кому снѣга. Это все тотъже — снѣгъ, комъ лишь сталъ больше, сложнѣе, богаче содержаніемъ, потому что въ немъ приба- вилось снѣжинокъ. Съ лервыхъ своихъ подвпговъ въ колыбели ребенокъ росъ въ свободѣ и независи- мости; онъ къ нимъ привыкъ и теперь хочетъ того

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1