Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

665 ПИСЬМА О В О С П И Т А Н 1 И. 666 нпмыхъ, предшествовавшихъ впечатлѣній, что оно сложилось такпмъ потому, что не могло сложиться иначе, и что его хотѣнія, въ которыхъ участвуетъ кажущаяся ему его свободная воля, есть одно изъ неизбѣжныхъ послѣдствій всѣхъ тѣхъ внѣшнихъ вліяній и личныхъ органических!, способностей, которыхъ ни устранить, ни создать, ни измѣнить онъ не можетъ. Міръ и законы міра — какъ внешней природы, такъ и внутренней природы человѣка въ ея со- ціальныхъ проявленіяхъ — продолжаются непре- рывно, развиваясь съ невѣдомаго намъ момента мірозданія. Конечно, тринадцатплѣтній ребенокъ, увѣряющій, что онъ не хочетъ быть ничьимъ хвос- томъ и воображающій свое «я хочу» независимымъ отъ общей міровой связи, есть лишь фактъ дѣтскаго недомыслія. Но вотъ дитя растетъ, повинуясь без- сознательно своимъ продессамъ, растетъ, не заду- мываясь никогда надъ тѣмъ, что значитъ «я хочу», не заглядывая никогда сознающимъ окомъ во вну- тренніе процессы своей душп, и выростаетъ нако- нецъ въ большого человѣка. Онъ сохранилъ свои дѣтскія и ребяческія представленія о своей міро- вой изолированности, о своемъ независимомъ я, о своемъ всемогущемъ «я хочу». И цѣлые вѣка росло человѣчество, какъ росъ приведенный мною для примѣра трпнадцатилѣтній мальчикъ, не зная ничего изъ нроцессовъ своей личной душп, пока наконецъ постепенно зрѣвшая мысль и постененныя наблюденія не создали того новаго знанія, которое сдѣлало акты души предметомъ опытнаго изслѣ- дованія. Психологія-одно изъ послѣднихъ знаній, и вопросъ о волѣ одинъ изъ тѣхъ трудныхъ во просовъ, съ новымъ разрѣшеніемъ котораго наи- менѣе мирится человѣкъ. И взрослые, какъ нашъ трннадцатилѣтній мальчикъ, отстапваютъ въ этомъ воиросѣ собственно свою личную свободу, свое личное нраво быть тѣмъ, чѣмъ они есть, свое не- желаніе быть средствомъ эксплоатаціи ближняго и рабомъ чужого произвола. Но тутъ есть недора- зумѣніе. Давно извѣстно, что развитой человѣкъ самый несвободный человѣкъ. А если человѣкъ — есть продукта природы и общества, въ чемъ же для васъ обида, что — вы, часть природы, что вы — часть общества, что вы продукта обстоятельствъ? Ламаркъ обратилъ первый вниманіе на необык- новенную приспособленность животныхъ къ средѣ, въ которой они живутъ. Внѣшняя и внутренняяихъ организація, нравы и инстинкты — все до мелочей приспособлено въ нихъ къ мѣстности, условіямъ и обстоятельствамъ, въ которыхъ они находятся. Рыба, напримѣръ, жпветъ вь водѣ, и, согласно усло- віямъ этой среды, устроены ея органы дыханія, яденія, движенія. Исполинскій китъ и микроско- пическій снѣтокъ устроены по одному плану и пи- таются однимъ способомъ. На землѣ, гдѣ большее разнообразіе, замѣчается и большее разнообразіе въ животныхъ. Какая громадная разница между львомъ, верблюдомъ, быкомъ, лягушкой, змѣей! Вглядитесь въ условія ихъ организаціи, и вы уви- дите, какъ каждое изъ этихъ животныхъ приспо- соблено къ своему мѣсту, къ своимъ обстоятель- ствамъ, къ своей пищѣ. Всѣ пхъ привычки, весь складъ жизни, все ихъ поведеніе именно такіе, чтобы животныя могли продолжать свою жизнь. Левъ поражаетъвасъ необыкновенной смѣлостью, силою и ловкостью. Весь его боевой видъ говорить ваиъ, что онъ созданъ для вѣчной войны, для вѣч- наго добыванія себѣ средствъ существованія путемъ борьбы и насилія. Отымите отъ льва его желѣзные мускулы — и съ ними пропадутъ его необыкновенная сила, ловкость, смѣлость, самоувѣренность п тотъ нравственный апломбъ, съ которымъ онъ выступаетъ на арену жизни. Левъ перестанетъ быть львомъ. Посмотрите на верблюда: тихій, флегматическій, спокойный, но въ то же время необыкновенно вы- носливый, терпѣливый и упрямый; онъ всѣмъ сво- имъ видомъ, характеромъ, поведеніемъ, всѣмъ сво- имъ верблюжьпмъ міровоззрѣніемъ говорить вамъ, что родился въ каменистой, безводной пустынѣ, отъ такихъ же, какъ онъ, родителей. Развѣ вер- блюдъ левъ, кита, лягушка могли пзмѣннть что нибудь въ прнродѣ, въ которой они живутъ? Нѣтъ. Чтобы сдѣлаться тѣмъ, что они есть, имъ, какъ полагалъ Ламаркъ, оставалось лишь приспособиться къ своей средѣ. Будь они иными, и ихъ существо- вавіе прекратилось бы. Заставьте льва жить въ океанѣ или перенеситекита на Атласъ — и они вы- мрутъ. Ламаркъ, обратившій первый внпманіе на отношенія животныхъ къ средѣ, доказывалъ, что у тюленя, гуся, утки плавательный перепонки обра- зовались оттого, что, усиливаясь плавать легче, они расширяли пальцы; что у лошади длинная шея потому, что она, для добыванія травы, должна была тянуть внизъ голову; что у быка рога потому, что ему нечѣмъ защищаться, кромѣ головы. По- ставпвъ такимъ образомъ животнаго и человѣка въ прямую зависимость отъ природы и объясняя пропсхожденіе той или другой организаціи рядомъ приспособленій къ тѣмъ цѣлямъ, которымъ они должны служить, Ламаркъ смотрѣлъ на природу, какъ на что-то постоянное, неподвижное, при- нуждавшее животныхъ къ вѣчному бозсознатель- ному подлаживаныо. Дарвинъ, явпвшійся продолжателемъ Ламарка, кромѣ приснособленія, указываетъ и на перемѣны самой природы. Если животное постоянно приспо- собляется къ средѣ, то, ясно, что его заставляетъ измѣняться пзмѣняющаяся среда. Вмѣсто одного вліяющаго агента является взаимодѣйствіе силъ. Животное, стремящееся сохранить свою жизнь, при- способляется къ средѣ, и въ то же время земная по- верхность, подъ вліяніемъ геологпческихъ и клима- тическихъ перемѣнъ, измѣняетъ тоже своп усло- вія. Дарвинъ приводить множество примѣровъ того, какъ измѣняется животная организація при взаимо- дѣйствіи перемѣняющейся природы и подлаживаю- щагося къ ней организма. Напримѣръ, отчего на Мадейрѣ преобладаютъ безкрылые жуки? Дарвинъ объясняетъ это: явленіе очень просто: въ теченіе цѣлаго ряда поколѣній, можетъ быть тысячи или болѣе, жуки, летавшіе слабѣе другихъ, потому ли, что ихъ крылья были менѣе развиты, или просто отъ лѣни или недостатка энергіи, должны были под-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1