Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

667 СТАТЬИ О В Щ Е С Т В Е Н Н О - П Б Д А Г О Г. II Ч Е С К 1 Я. 668 вергаться меиьшей опасности быть занесенными въ море и отвыкали летать, а жуки, болѣе сиѣлые, болѣе сильные, болѣе энергическіе и потому пред- прпнимавшіе болѣе смѣлыя путешествія, чаще за- носились въ море и погибали. Всѣ рѣшительные жуки должны были этимъ снособомъ исчезнуть, а вялые домосѣды получили рѣшптельный иеревѣсъ и создали наконецъ безкрылую породу. [Іодобнымъ же иутемъ домашній гусь нересталъ походить на гуся дикаго, и смѣлый, мужественный кабанъ пре- вратился въ вялаго, апагическаго борова. Измѣненіе животныхъ совершилось подъ влія- ніемъ подбора, и посредствомъ такого подбора ро- дичей, при которомъ самка подиускала къ себѣ соотвѣтственнаго самца. Подъ вліяніемъ безсозна- тельнаго стремленія къ существованію родители подбирали другъ друга по сходству наиболѣе вы- годныхъ признаков ь. Постепенно, едва замѣтно, въ теченіе милліона лѣтъ слолшлись этимъ иутемъ организаціи, виолнѣ приспособленныя къ своему собственномусуществованію. Рядомъ приспособле- ній къ срсдѣ сложились и инстинкты, ибо пнстинктъ есть пе болѣе, какъ наслѣдственная привычка. Кто научилъ бобра строить свои удивительные дома? Кто научилъедва вылупившагося гусенка плавать, а пчелу и муравья — жить благоустроеннынъ об- іцествомъ? Никто, кромѣ наслѣдствеввосги. Все ихъ новеденіе — наследственные рефлексы, извѣ- стныя приспособленія къ средѣ и къ обстоятель- ствамъ, въ которыхъ имъ приходится дѣйствовать. Льва никто не научилъ ни мужеству, ни ловкости, ни энергіи, — они простые результаты его на- слѣдственности, прилагаемые лишь его стремле- ніемъ къ существованію для добыванія пищи. Ин- стинкты, какъ наслѣдственная привычка, сохра- няются иногда долго послѣ того, когда они и не нужны. Такъ, свинья и нынче предъ наступле- ніемъ холодовъ таскаетъсолому, совершенно без- сознательноповторяя своего прародителя, устран- вавшаго нѣкогда на зиму теплое логово. Человѣкъ совершенно также тѣсно связанъ съ природой. Еслибы солнце только на одпнъ градусъ выдѣлило больше или меньше теплоты; еслибы земля только на одну линію была меньше того, что она есть, — измѣнилась бы вся ея поверхность и пзмѣ- нился бы весь разсчетъ времени. Тамъ, гдѣ теперь льды, росли бы бананы; сѣвернаго оленя смѣнилъ бы, мояіетъ быть, верблюдъ, а эскимоса — красно- кожи!. Европа, обязанная своей культурой только своему умѣренному климату, сложила бы совсѣмъ иную псторію и въ культурномъ отношеніи могла бы стоять на одной высотѣ съ теперешней Африкой или Гренландіей. Природа держитъ человѣка вполнѣ въ свопхъ рукахъ не только потому, что въ своемъ сгремленіи къ существованію онъ долженъ приспо- собляться къ той пищи, какую она даетъему, про- изводя въ одномъ мѣстѣ финикъ или хлѣбное де- рево, въ другомъ — предлагаяемутюленя или только тюленій жпръ, — вой самый видъчеловѣка и средства его души завпсятъотъ характераприроды. Тунгусъ, эскимосъ, краснокожій развиваюсь совершеннораз- лично свои способности и слагаютъ разныя міро- воззрѣнія. У Вокля есть цѣлый рядъ прпмѣровъ того, какъ природа, грандіозная и подавляющая или без- различная, сѣрая, плоская, вліяетъ на развитіе воображенія н всѣхъ способностей души, обусловли- вая гражданскоеи религіозное міровоззрѣніе и весь строй политической жизни. Сравните китайца съ индусомъ и русскаго, занявшаго сырую, болотную низину, съ яштелемъ Кавказа. Наша сѣрая, одно- образная, ничѣмъ не поражающая природа отрази- лась даже въ нашей безцвѣтной, не бросающейся въ глаза русской фпзіономіи, почти въ полномъ от- сутствіи красивыхъ людей и въ какой-то поражаю- щей неуклюжести и неловкости. Насколько природа участвовала въ этой неуклюжести, вы можете про- вѣріггь слѣдующимъ фактомъ. Часть сибиряковъ переселиласьна южный склонъ Алтая, и черезъ нѣ- сколько поколѣній они вышли энергическпмъ, смѣ- лымъ, воинственным!, нлеменемъ и усвоили всѣ ма- неры горцевъ, ихъ привычку къ независимости, хъ смѣлосгь, отвагу и энергію. Нашъ земледѣльческій крестьянинъ, подавленный трудомъ, превышавшпмъ его силы, вышелъ тѣмъ, чѣмъ вы его знаете. Подчиняясь той природѣ, въ которой человѣкъ жпветъ, онъ долженъ подчиняться закону силы и матеріп, образующему круговоротъ жизни. Законъ этотънаука открыла и разъяснила только недавно. Во всякомъ двюкеніи еуществуютъдва элемента — матерія и сила. Матерія есть то, что движется, а сила то, что двпгаетъ. Матерія и сила дѣйствуютъ неразрывно, и сила есть неотъемлемое свойство ма- теріи. Съ тѣхъ поръ, какъ сущесгвуеть міръ, въ немъ не прибавилось и не убавилось ни одной ча- стички. Матерію нельзя уничтожить никакими сред- ствами, и нельзя создать вновь ни одного атома. Все, что есть, только мѣняетъ свою форму, и въ этой перемѣнѣ формы совершается круговоротъ бы- тія. Еели мы не замѣчаемъ нроявленія силы, то только потому, что онапереходитъвъ другую форму. Если же силапроявляетъ себя, то она вовсе не яв- ляется, какъ нѣчто несуществовавшее,а лишь обна- руживаетъ себя въ открытомъ движеніи. Напри- мѣръ, вы ударяете молотомъ по наковальнѣ. По- видимому, сила исчезла вмѣстѣ съ ударомъ, но въ сущности она перешла въ другую форму. Дотронь- тесь до молота и до наковальни, — они теплы: сила перешла въ теплоту. И всякая живая сила, какъ бы ни пзмѣнялась ея форма, не нретерпѣваетъ при этомъ ни малѣйшей потери въ самой себѣ. Ударивъ молотомъ по нако- вальнѣ, вы произвели тепло, но вы произвели тепла ровно столько, сколько потратили силы на ударъ. Человѣкъ подчиняется во всѣхъ своихъ отправле- ніяхъ и дѣйствіяхъ тому ліе закону переходящей- живой силы. Всѣ наши внутренніе и внѣшніе про- цессы, вся наша нравственная жизнь, выражаю, щаяся въ разныхъ актахъдуши, подчиняется тому же закону. Когда мы мыслимъ — мы расходуемъна этоть процессъ свою живую силу. Когда мы хо- тпмъ, желаемъ — мы тратимъ свою живую силу. Вся- кое наше напряженіе — умственное, нравственное — всегда истощаетънаше тѣло, и чѣмъ оно сильнѣе, чѣмъ продолжптельнѣе, тѣмъ оно поглощаетъ больше

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1