Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

ПИСЬМА О В О С. П И Т А Н I И. (370 средствъ нашего организма. Если расходъ живой силы не будетъ пополненъ- — органнзмъ окажется, наковецъ неспособными дѣйствовать. Только пзъ запаса физпческихъ силъ мы почерпаемъ свою нрав- ственную силу, и такъ какъ живыя, дѣйствушщія сплы образуются безъ всякаго нашего вмѣшатель- ства, то, конечно, и для созданія ихъ ничего не значитъ наша власть. Основной источникъ развптія сплъ въ нашемъ организмѣ заключается въ пищевомъ нроцессѣ. А такъ какъ всякая часть организма пмѣетъ въ са- мой себѣ пищевой продессъ, то, слѣдовательно, она заключаетъ въ себѣ п псгочннкъ своей живой силы. Къ чему бы ни прилагалась наша живая сила — въ сущности она остается одной и той же и лишь толь- ко перемѣвяетъ форму. Процессы эти не отличают- ся въ существѣ ничѣмъ отъ того процесса, при ко- торомъ вы, ударяя молотомъ по наковальнѣ, пре- вратила свою живую силу вь теплоту. Для жпвой сплы нашего организма совершенно безразлично, во что ей перейти. Во взятомъ нами случаѣ она пе- решла въ теплоту, но вы точно также можете ее употребить на то, чтобы поднять и перенести извѣстную тяжесть, расколоть пли перепилить дрова, написать сочпненіе, мыслить, разсуждать, спорить, играть на фортепьяно, рисовать. Во всѣхъ этихъ процессахъ дѣйствуётъ одна и та же ваша сила, принимающая только разный формы. Мы не можемъ совершить нп одного фпзическаго двшке- нія— произойдетъ ли оно внѣ пли внутри нашего организма — безъ того, чтобы на него не потрати- лось извѣстное количество живой силы. А такъ какъ всѣ наши внутренніе процессы суть тоже дви- жевія, но только совершающіяся въ нервныхъ и ноз- говыхъ ввбраціяхъ, то, слѣдовательно, и всѣ наши умственны и нравственные процессы — лишь нере- мѣна формы той живой силы, источникъ которой заключается въ пищевомъ процессѣ. Началомъ жизни, какую бы высокую интеллек- туальную форму она ни принимала, служить пре- я;де всего нашъ организмъ. Но нашъ органнзмъ не мояштъ существовать безъ пнтанія, а для питанія нужна пища, пбо безъ нея мы не будемъ имѣть фи- зпческихъ силъ, безъ которыхъ опять невозможны никакія движенія, ни фнзическія, ни нравствен- ныя. Если организмъ не будетъ постоянно попол- няться иищею — онъ не пополнить свопхъ утрать, п въ немъ не явится энергіи, которая въ сущности есть переходъ живой сплы въ желаніе, направлен- ное для достпжевія цѣли нашего существованія. Дѣль же нашего существованія заключается въ поддержаніи нашего организма на счетъ матеріи, существующей въ прпродѣ, носредствомъ силъ, по- черпаемыхъ человѣкомъ, животными, растеніями изъ одного общаго источника — солнца. Во всей органической дѣятельностп человѣка энергія есть общій и основной актъ. Все остальное, какъ говорить Бэнъ, и наше сознаніе, есть не боль- ше, какъ фактъ случайный. Только энергія, пере- ходящая въ дѣйствующую силу, ставить насъ въ извѣстныя активныя отношенія къ спламъ природы и заставляетъ насъ пользоваться ими для своихъ выгодъ. Когда земледѣдецъ, говорить тотъ же Вэнъ, выходить утромъ пахать иоле, то онъ на- ходится подъ вліяніемъ двигающей имъ энергіи пли воли, и въ этой волѣ есть пзвѣстное созваніе. На- зовите усиліе, происходящее въ человѣкѣ, какъ хотите — волею или чѣмъ нибудь другимъ, но не само по себѣ это сознаніе побуждаетъ земледѣльца браться за плугъ. Истинный источникъ его му- скульной сплы. принимающей форму энергіи и воли, нанравлениоіі на извѣстяое дѣло, есть въ сущности сильное вліяніе мускульной и нервной дѣятель- ности, происходящее отъ хорошо проваренной пищи и здороваго дыханія. «Превраіценіе пищи и тка- ней есть условіе sine qua non, a сознаніе — только случайная принадлеяшость». — говорить Вэнъ. Итакъ, человѣкъ живетъ въ дрнродѣ, какъ одинъ изъ атомовъ этой природы, и, по Дарвину, посптъ въ еебѣ стремленіе къ существовав ію и бо- рется за него. Стремленіе къ еуществованію выра- жается въ немъ въ формѣ разныхъ желаній, а чтобы желаніе пришло въ исполненіе, требуется извѣстная энергія, создающаяся въ человѣкѣ пи- щевыми процессомъ. Что же касается сознанія, то въ актѣ такъ называемой воли оно помогаетъ лишь выбору средствъ. Но такъ какъ средства мы мо- жемъ выбрать только пзъ того матеріала, который скопили въ себѣ памятью, умомъ, воображеніемъ, т. е. изъ тѣхъ данныхъ, которыя въ насъ есть, то, ясно, что разъ эти данныя опредѣлнлись, если, они намъ также пзвйетны, какъ данныя заданной ма- тематической задачи, — то и человѣкъ будетъ дѣй- ствовать съ силой и нензбѣжностью пули, выстрѣ- ленной изъ ружья, или брошеннаго камня, и мы. впереди предскажемъ его поведепіе. II. Когда младенецъ, живущій своей простою ре- флективною жизнью, дѣлаетъ, что онъ хочетъ, — онъ живетъ, какъ говорится, одними растительными процессами. Повндимому, это для всѣхъ ясно. Но едвалп. Младенецъ въ колыбели действительно суще- ство изолированное, замуравленное отъ всего того, что совершается внѣ его дѣтской. Все человѣчесгво заключается для него въ немъ одномъ, въ его ма- тери и его нянькѣ; весьміръ его — въ его люлькѣ, и въ эгомъ мірѣ онъ царь, и онъ хочетъ быть вла- дыкой всего міра, и онъ дѣпетвптельный владыка, насколько это ему позволяють. Сдѣлаешнсь ребенкомъ, младенецъ встуиаетъ уяге въ болѣе сложным отношенія къ людямъ, при которыхъ каждый стремится сохранить свое я и проложить дорогу только своему «я хочу». Изъ изолированнаго младенца ребенокъ становится су- ществомъ общежительными. Сначала онъ занимали въ прпродѣ очень маленькое мѣсто, которое не было нужно другимъ, и потому на него не было претен- дентовъ; теперь же, по мѣрѣ роста, ребенокъ за- бираетъ болыпій и большій круги, описываетъ большій и болыпій радіусъ и своими кругомъ за- дѣваетъ другіе круги, описанные радіусаіш дру- гихъ людей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1