Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

671 СТАТЬИ ОВЩЕСТВЕННО-ИЕДАГОГИЧЕСКІЯ. 672 Для младенцапожелать значиіъ захотѣть, а за- хотѣть значить сдѣлать. Когда иредъ нимъ блес- нетъ огонекъ — онъ поворачиваетъ глаза въ сторо- ну свѣта, и ничто не мѣшаетъ его движенію; когда онъ слыіпптъ звукъ — онъ поворачиваетъ голову въ сторону звука: онъ видитъ свою брянчащую игрушку, тянется къ ней и ее беретъ. Что бы ребе- нокъ ни увидѣлъ и ниуслышалъ, чего бы онъ ни по- желалъ — желаніе овладѣваетъ всегда всею его ду- шою. Младенецъ не знаетъ никакихъ препятствий, каждое его желаніе переходитъ въ хотѣніе, въ энергію для его осуществленія, въ волю. Но недолго младенецъ наслаждается своей ніро- вой изолированностью, и недолго онъ эксплоати- руетъ свою мать плп ияню— эти первыя орудія не- стѣсняемой ничѣмъ младенческой воли. Ребенокъ видитъ, положпмъ, горящую свѣчу, блестящій ки- пящій самоваръ и тянется къ нимъ. При видѣ этихъ предметовъвъ немъ является желаніе взять ихъ. Какъ вы поступите? Конечно, вы позволите дитяти дотронуться до пламени и до кипящаго са- мовара. Излишняя теплота подѣйствовала на него непріятно; онъ обжегъ легко руку, — онъ плачетъ. Что это значить? То первый урокъ ребенка, пер- вая добытая лпчнымъ опытомъ оттолчка, первый рефлексъ препятствія его волѣ; младенецъ почув- ствовалъ, что не всякое его желаніе осуществимо, не всякое можетъ перейти въ рѣшеніе и во все- могущее «я хочу». По мѣрѣ того, какъ младенецъ растетъ, чаще и чаще являются передъ нимъ случаи, когда его же- ланіе должно остаться однимъ неудовлетвореннымъ желаніемъ, когда его хотѣніе получаетъ внѣшніе толчки. Дитя, положпмъ, отломило голову своей любимой куклѣ, и вы приклеили эту голову. Дитя видитъ свою куклу въ прежнемъ ея видѣ, а, мо- жетъ быть, она кажется ему новой, и оно тянется къ ней. чтобы ее взять: дитя желаетъи хочетъ. Но голова еще не присохла. Какъ вы объясните это дитяти, когда оно не пмѣетъ нонятія о клеѣ и не знаетъ, что неприсохшая голова можетъ отвалить- ся? Вы просто не даете куклы, — вы прячете ее. Ре- бенокъ, чувствуя неудовлетвореніе, начпнаетъ пла- кать. Или дитя привыкло гулять; но гулять нельзя, потому что собираются тучп. Ребенокъ же видитъ только свѣтлое солнце и нпкакпхъ тучъ не замѣ- чаетъ. Или у ребенка явились признаки простуды, и ему нужно посидѣть дня два дома. Какъ вы рас- толкуетеему, что на горизонтѣ тучи, что можетъ пойти дождь, что при простудѣ гулять нельзя? Вы своихъ причинъ низачто не сдѣлаете ясными ди- тяти, которое едва только еще выучило произно- сить «мама» и «папа». Вотъ начало капрпзовъ. Капризъ — не безпрпчинный плачъ: это первые уро- ки воли, первые случаи въ яшзии ребенка, когда онъ чувствуетъ, что дѣлается не по немъ, что его желанія не могутъ переходить въ акты рѣшииостп, что передъ нимъ несокрушимыя препятствія. Если бы вы могли объяснить дитяти свои причины, какъ онѣ ясны вамъ, дитя бы не плакало, потому что оно бы ихъ поняло. Чтобы дитя могло сложить въ себѣ представленіе, что не всякое его желаніе мо- жетъ переходить въ волю, ему нуженъ длинный рядъ опытовъ п непріятныхъ оттолчекъ. Какія дѣти чаще всего капрнзвнчаютъ? Только такія, которыхъ баловали, всѣ желанія которыхъ по- стоянно исполнялись. Дитя, непривыкшее къ отка- замъ, не переносить никакого запрещенія. Дѣти, которыхъ ведутъ послѣдовательно, го- раздо легче находятъ свое мѣсто въ прпродѣ; они уже съ первыхъ шаговъ научаются опредѣлять границы свопхъ владѣній, свои отношенія къ лю- дямъ, пріучаются раздѣлять возможное отъ невоз- можнаго, иріу чаются понимать, что не всякое же- ланіе, не всякій актъ души и чувственное пред- ставленіе могутъ переходить въ рѣшеніе. При- вычка встрѣчать препятствія дѣлаетъ ихъ болѣе равнодушными къ невозможностямъ и уже смолоду пріучаетъ къ обдуманности. Не смущайтесь тѣмъ, что вамъ приходится рѣзко и безповоротно отказывать дѣтямъ. Пусть только ваши отказы будутъ также неуклонны и неизмѣн- ны, какъ законы природы. Кипящій самоваръ, какъ бы ни обжегся объ него ребенокъ, не поторо- пится остынуть, и огонь горящей свѣчки не поспѣ- шптъ угаснуть, какъ бы ребенокъ ни плакалъ; клей, которымъ вы склеили куклу, не высохнетъ скорѣе оттого, что ребенокъ очень хочетъ играть; но вы, нѣжные и любящіе родители, размякнете, потому что вамъ жаль своего плачущаго ребенка. И вотъ вы десятки разъ пзмѣняете свои запрещенія и рѣ- шенія. Чего сегодня нельзя, то завтра можно. Вы дѣлаете уступки на каждомъ шагу и вводите въ свои отношенія къ дѣтямъ начало произвола. Когда ребенокъ увидишь и пойметъ, что исполненіе его желаній завпситъ отъ степениего настойчивости, зачѣмъ онъ станетъуступать, зачѣмъ отказаться ему отъ своей настойчивости? И, выростая въ при- вычкѣ постоянной борьбы, въ разсчетѣ на чужую уступчивость, ребенокъ теряетъ свою границу и выростаетъ въ прптязаніи залѣзать въ чужой кругъ и надавливать чужую волю. Старшія, единственныйи особенно любимыя дѣти только съ болынимъ трудомъ и процессомъ борьбы пріу чаются находить границу между невозмож- нымъ и возможными Вездѣ, гдѣ есть нѣсколько дѣтей, старшій ребенокъ всегда главенствуетъ, и старшій братъ, если только онъ не особенная рох- ля, обпжаетъ младшаго. Это происходить частью потому, что, въ большинствѣ случаевъ, иервенцамъ живется лучше, а во, вторыхъ, потому, что перве- нецъ въ то время, какъ онъ еще единственный ре- бенокъ, пріучается уже забирать все въ свои руки. Но вотъ явился второй братъ. Первый, по привыч- кѣ, знаетътолько свою волю; а вы желаете воз- становить равновѣсіе, чтобы спасти отъ загона волю младшаго. Желая дать перевѣсъ жсланію младшаго и заставить уступить старшаго, вы вхо- дите въ ихъ отношенія третьпмъ элементомъ — да- вящей силой. На кого, вы думаете, разсердится старшій? На васъ? Нѣтъ, онъ разсердится на млад- шаго, ибо онъ увидитъ въ немъ помѣху, которую онъ можетъ сокрушать, и которой прежде не было. Пока не было младшаго брата, ему некому было

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1