Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

67 В ПИСЬМА О В О С II И Т А Н I И. 674 уступать, п онъ это помнить, это знаеть. Нѣтъ ничего труднѣе, какъ установить равновѣсіе между двумя братьями и, устанавливая это равновѣсіе, не возбуждать въ нихъ взаимнаго злого чувства. Каждый изъ нихъ тянетъ въ свою сторону, а при- нужденная уступка возбуждаетъ или зависть, или мысль о томъ, что съ ребенкомъ поступили не- справедливо. Вотъ гдѣ наиболѣе трудный пункта воспптанія, трудный, во первыхъ, потому, что псто- рія не знаетъ ни одного практическая) случая идеальной христіанской любви, а во вторыхъ, по- тому, что на свѣтѣ нѣтъ такого мироваго судьи, который могъ бы примиритьдвухъ снорящпхъ дѣ- тей. Намъ говорятъ, что истинно-любовнымъ отно- шеніемъ можно успокоить дѣтей. Но процессъ успо- коенія заключается не въ томъ, что дѣти поймутъ правду даннаго случая; ребенокъ уступитъ не по- тому, что прпзналъ судъ правильнымъ, а по- тому, что въ немъ явится пли другое чувство, или надежда на другую выгоду, или новое желаніе, и онъ иерестанеть придавать важность спорному предмету. Родители, требуя отъ дѣтей доброй воли, вводятъ въ ихъ понятія и чувства новый элемента, прежде имъ недоступный. Процессъ восшітанія дѣтей въ доброй волѣ заключается въ томъ, чтобы, въ случаѣ неисполняющагося желанія, возбудить въ ребенкѣ мысль, намѣреніе и дѣйствіе въ пользу не своего а чужого. Основной пункта дѣтскпхъ препира- тельствъ и основной источникъ восиитанія злой во- ли есть понятіе о собственности. Дитя, лежащеевъ колыбели, считаетъвсе своиыъ. Оно не знаетъ никакой разницы между «твоимъ» и «моимъ», не знаетъ никакого запрета и въ дѣйствптельностп владѣетъ всѣмъ тѣмъ, что оно видитъ. Дитя, сдѣ- лавшееся ребенкомъ, ведетъ свою борьбу за суще- ствованіе исключительно въ области собственности, и всѣ ссоры, всѣ споры и всѣ препирательства дѣ- тей заключаются въ томъ, что каждый желаетъ овладѣть чужою вещыо. Какнмъ путемъ вы воспи- таете дѣтскуш экономическую волю въ направленіи добра? Вы говорите ребенку: «это твое, а это не твое, — чужое>; «чужое брать не слѣдуетъ»; «чужое брать стыдно»; «если ты возьмешь, я тебя высѣку»; «не смѣй трогать». Но кромѣ такой противодѣііствующей практики существуетъ и другая; множество дѣтей выростаетъ совершенно въ иныхъ понятіяхъ. Имъ не только никогда не говорятъ: «не бери чужого»; ихъ не только не бранили никогда, когдаони брали чужую вещь, — ихъ хвалили и ободряли, и ионятіе о чужой собственности сложилось въ нихъ путемъ чувствен- ныхъ сочеганій совершенно другого характера, чѣмъ въ первомъ примѣрѣ. Какимъ же образомъ будетъ дѣйствовать воля въ этомъ и другомъ случаяхъ? Въ первомъ случаѣ, когда ребенку постоянно твердили о томъ, что не слѣ- дуетъ брать чужого, и если ребенку случалось ино- гда погрѣшить — его бранили или наказывали, У него при впдѣ чужой, его плѣняющей вещи, хотя и явится желаніе ею овладѣть, но рядонъ съ этпмъ желаніемъ явится еще и цѣлый рядъ паралпзую- щпхъ представленій. Еслп наралпзующія предста- вленія окажутся сильнѣе, желавіе будетъ побѣясде- но и не перейдетъ въ акта рѣшимости овладѣть чу- жою вещью; еслпже желаніе не будетъ побѣждено, потому ли, что оно сильнѣе протпводѣйствующихъ представленій, или потому, что въ ребенкѣ совер- шенно смутно понятіе о чужой собственностп, — чу- жая вещь будетъ взята. Процессъ такой внутренней борьбы бываетъ иногда необыкновенно многосложенъ и труденъ. Желаніе можетъ быть подавлено иногда вполо- вину, и вещь, плѣнившая ребенка, не перестаетъ мучить его воображеніе. Тогда ребенокъ начнетъ придумывать разныя средства, чтобы овладѣть вещью: онъ станетъ взвѣшпвать все, что говорить, «за» и «протпвъ» его желанія, станетъ комбини- ровать всѣ возможности и невозможности, и если послѣ всѣхъ pro и contra желавіе овладѣть чужою вещыо пересилить желаніе отъ нея отказаться — ребенокъ можетъ рѣшиться на воровство. Сила же- ланія зависитъ отъ напряженности стремленія, дав- шаго толчокъ желанію. Чѣмъ большее число ду- шевныхъ сторонъ захватываетъ желаемый пред- мета, тѣмъ, конечно, и самое желаніе будетъ силь- нѣе. Работа души въ этомъ процессѣ заключается именно въ томъ, чтобы разсортировать чувствен- ный желанія и подвестиимъ птогъ, съ тѣмъ, чтобы дать своему рѣшенію и акту выполненія правиль- ное направленіе. Процессъ сортировки, дающій нашимъ желаніямъ вѣрное двпженіе, называется обдуманностью. Обду- мыванье свершается одинаково, какъ у взрослыхъ,. такъ и у дѣтей. Ребенокъ, желающій овладѣть чу- жою вещью и взвѣшивающій всѣ «за» и «противъ», собственно обдумываетъ своп будущій поступокъ, т. е. берета пзъ своего опыта всѣ тѣ матеріалы, которые могутъ дать его рѣшенію то пли другое направленіе. Дѣтскій опыта не особенно богата,, поэтому и дѣтское обдумыванье не особенно много- слолшо и запутано. Такъ, въ вопросѣ о чужой соб- ственности дѣтское нредставленіе вращается между простыми «берп» и «не бери». Дѣтское пониманіе «чужого» тоже просто. Для взрослаго вопросъ о собственностп много сложнѣе. Для него собствен- ность не всегда только очевидная, осязаемая, чу- жая вещь; идя къ корню понятія, взрослый въ соб- ственностивидитъ результата труда, Всякій резуль- татачужого труда есть уже поэтому чужая соб- ственность; всякій чуясой трудъ есть, слѣдовательно неприкосновеннаясвятыня, ибо псточникомъего — чужая сила. Посягая на чужой трудъ, мы пося- гаемъ на чуясую силу, п, эксплоатируя ее въ свою пользу, мы ее воруемъ. Въ сущности, рѣшптельно все равно, завладѣемъ ли мы чужой силой, какъ источникомъ труда, или воспользуемся результа- томъ труда, какъ ея послѣдствіемъ. Человѣку, усвоившему такія понятія, обдумыванье его эконо- мическаго поведенія становится много слонінѣе, и тѣмъ оно будетъ труднѣе, чѣмъ послѣдовательнѣе человѣкъ мыслить. Кромѣ чпсто-экономическаго элемента,въ эконо- мическое обдумыванье могутъ входить и другія

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1