Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

675 СТАТЬИ ОБЩЕСТВЕН представленія. Вы — отецъ семейства, у васъ боль- ныя дѣтіі, больная ягена, у васъ мать, которой нужно помочь, и въ то же время у васъ на рукахъ общественное имущество. Прямо чужой собствен- ности, въ простомъ ея дѣтскомъ представленіи, вы не возьмете, — вы понимаете,что это — воровство, а вашъ взглядъ на воровство установился такъ твердо, что вы не рѣшитесь украсть, даже умирая съ го- лода. Но у васъ на рукахъ казенный юлстъ, сукно, казенная крупа, мука; вы можете сдѣлать изъ нихъ экономію и эту экономію удержать въ свою пользу. Вамъ кажется, что никто отъ этого не по- терпитъ, и что прямо вы ни у кого не воруете. Возьмемъ мотивы болѣе сильные. У васъ на рукахъ казенныя деньга; ягена ваша больна, а дѣтей сво- пхъ вы такъ любите! Вы, конечно, знаете, что ждетъ ихъ за растрату; но, во первыхъ, она мо- жетъ не открыться; во вторыхъ, вы можете успѣть ее пополнить; въ третьихъ, ваша нужда въ день- гахъ такъ велика, страданіе домашнихътакъсильно, вы такъ боптесь возмоншосги смерти жены, что вамъ остаетсятолько одинъ выходъ, и — -вы посту- паетено инерціи влеченія болѣе снльнаго. Необдуманность является часто отъ того, что у человѣка не было достаточныхъ уроковъ опыта; поэтому дѣти всегда необдуманны, а обдуманность вырабатывается только постепенно. Дѣти избало- ванныя, которыми позволялось все, п дѣти шш- комъ легкомыслённыя отличаются обыкновенно не- обдуманностью: они дѣйствують всегда въ напра- влены перваго рефлекса. Поэтому баловство вредно не только потому, что оно создаетъ эгоистическое міровоззрѣніе, но еще и потому, что отодвигаетъ уроки опыта. Пусть лучше ребенокь въ первой мо- лодости и въ своей семьѣ получить толчки жизни, которые создадутъ ему правильный взглядъ на его поведеніе, чѣмъ станетъ получать зтп толчки впо- слѣдствіи Чужіе жалѣть не станутъ. Вопросъ о томъ, правильно или неправильно дѣй- ствустъ ваша воля, добрая она или злая, посту- паете вы обдуманно пли необдуманно,— иногда не- обыкновенно затемняется. Нанримѣръ, вы больны пли раздражены, пли находитесьподъ впечатлѣ- ніемъ гнѣва, вызваннаго какимъ нпбудь посторон- ними обстоятельсгвомъ. Находясь въ такомъ не- нормальномъ состояніи, вы, подъ впечатлѣніемъ гнѣва, дѣлаете непріятность человѣку, вами люби- мому, и наговоритеему много лшпнихъ, необдуман- ныхъ словъ. Въ состояніп раздраженія мы очень часто обиягаемъ любпиыхъ нами людей и затѣмъ мучрмея сожалѣніемъ. Люди вспыльчивые и раз- драяштельные чаще всего мучатся подобными по- ступками, противорѣчащнми ихъ общему отноше- нію къ любимыми людямъ, потому что очень легко отдаются сильными минутными влеченіямъ. Часто являющее раскаяніе и сожалѣніе за свою стреми- тельность и необдуманность создаютъ, наконецъ, въ человѣкѣ цѣлый рядъ иовыхъ представленій, и это новое служить ему въ будущемъ уроками осторояс- ностп. Осторожность является лишь тогда, когда чело- вѣкъ привыкаетъ сознавать свое новеденіе и вну- [ О - II Е д А Г О Г И Ч Е С к I Я. 6 7 (І тренніе процессы своей души. Такъкакъ процессъ этотъ требуетъ извѣстной степени развитія, цѣлаго ряда опытовъ и наблюденій надъ самими собою, то осторожность не замѣчается у дѣтей и является лишь у людей болѣе взрослыхъ, создавшпхъ себѣ привычку обдуманности. Привычку яге эту можно воспитать легчеи скорѣе всего въ первой молодости. Вотъ почему несдеряшваемое ничѣмъ баловство приводить, въ концѣ концовъ, къ необузданности. Необузданный не знаетъвъ себѣ никакой внутрен- ней дисциплиныи подчиняется лишь одному внѣиі- нему давленію и виѣшней невозмоягности. Когда обдуманность, иримѣвявшаяся ко многими случаями, заготовить рѣшеніе для каягдаго изъ нихъ — въ человѣкѣ является убѣясденіе. Напри- мѣръ, чувство доброты и примѣры старшихъ прі- учили васъ смолоду помогатьнищпмъ. Затѣмъ, впо- слѣдствіп, изъ другихъ фактовъ яшзнп, вы узнае- те, что ннщіе вовсе не такъ несчастны, какъ это вамъ казалось; что деньги, вами даваемыя, пропи- ваются въ кабакѣ; что нищенство есть промыселъ; что, помогая нищпмъ, вы не убавляете нищенства, а, напротивъ, его илодите. Тогда въ васъ является убѣжденіе, что человѣческой бѣдностп помогать этими иутемъ совершенно безполезно, и подъ влія- ніемь такого убѣясденія вы перестаете подавать нищими и не дѣлаеге никакого исключенія. Или че- ловѣкъ раздражительный, горячій, не владѣющій собою, недостаточно развитой и умный, дѣлаетъ вамъ на каждомъ шагу ненріятностп, просить про- щенія, обвщаетъ исправиться, одними — словомъ, вы возитесь съ горькими пьяницей, который мучитъ и васъ, мучитъи себя и затѣмъ вѣчно новторяетъ одно и то яге. Наконецъ въ васъ слагается убѣнгденіе, что иьянпца непсправимъ, и вы перестаете вѣрить обѣщаніямъ пьяницъ. Убѣжденіе, создающееся этими путемъ, есть соб- ственно тотъ итогъ сформировавшагося представле- нія, которое при столкновеніи съ другими представ- леніями выстуиаетъ въ сознааіи во всеоруягіи сво- ей законченности даетъ безповоротное рѣшеніе ва- шему поведенію. Убѣлгяеніе, слоягившееся цѣлымъ рядомъ предыдущнхъ опытовъ, спасаетъ человѣка отъ напраснаго труда повторять снова старое, про- ходить вновь по дорожкѣ, которою они ходили де- сятки разъ, приходя всегда къ одному и тому же концу; спасаетъотъ раскаянія. Еслпбы при обдумываніп ирпходилось всякій разъ изслѣдовать всю область души и прнмѣрять всякое вновь явившееся желаніе ко всѣмъ отдѣль- нымь продсгавленіямъ поодиночкѣ, то обдуман- ность была бы почти невозмоясна. Процессъ обду- мывания свершаетсявъ насъ гораздо проще, благо- даря тому, что въ каждой душѣ слагаются цѣльныя сѣти представленій, которыми мы и провѣряемъ свои желанія. При обдумываніп мы мѣряемъ нашп желанія цѣлымп, слолшвшимпся въ насъ заранѣе чувственными понятіями, правилами, убѣжденіями; нредубѣжденіямп; измѣряемъ своп лселанія, такъ сказать, полными, огульными, уже готовыми систе- мами представлений. Однѣ изъ нихъ могутъ поддер- живать наши желанія всею своею силою; другія съ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1