Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

такою же силою могутъ имъ противодействовать; третьи могутъ оставаться совершенно нейтральными. Но такъ какъ никакой человѣкъ не въ состоя- ніи сложить въ себѣ целой, безошибочной провѣроч- ной системы, то, какъ бы ни обдумывали своего поведенія, мы ннкакъ не можемъ быть вполнѣ за- страхованы отъ ошибки и, слѣдовательно, оть рас- каянія. Наши желанія, убѣжденія, стремленія, сѣть всего нашего міровоззрѣнія есть собственно птогъ того ма- теріала, который воснрнняла и переработала наша душа. Но матеріалъ можетъ быть недостаточный и даже очень скудный, переработка его слаба, птогъ невѣренъ. Человѣкъ можетъ ошибаться вь корнѣ своихъ нредставленій, какъ это бываетъ съ дурно веденными дѣтьмп, или онъ можетъ ошибаться въ отдѣльныхъ итогахъ, вслѣдствіе ложныхъ нонятій, въ которыхъ онъ выросъ. ІІѢтъ ни одного человѣка, въ которомъ бы не было какихъ нибудь невѣрныхъ птоговч. и ошибочныхъ понятій. Конечно, кто знаетъ больше, кто думалъ больше, кто чувствовали все- стороннее и чья жизнь богаче числомъ правильно усвоенныхъ фактовъ, на сторонѣ того и меньшая вѣроятность ошибки. Легче всего ошибается тотъ, кто бѣднѣе содержаніемъ н вѣрными итогами. Лучшее средство избѣгнуть ошибокъ и раская- нья — сформировать себѣ хорошія генеральным по- нятія. Генеральный понятія — это тѣ широкія, общія представления, которыми вы придаете одинъ двѣтъ всему своему міровоззрѣнію. Мы уже впдѣли, какъ формируются міровоззрѣнія о собственности; но собственность есть лишь одно изъ частяыхъ пред- ставленій; генеральное представленіе заключается въ понятіп «человѣкъ». Въ этолъ общемъ понятіи понятіе о собственности расплывается, какъ часть въ цѣломъ. Отъ общаго понятія, которое мы составимъ себѣ •о человѣкѣ, зависать все наше частное и обще- ственное поведеніе. Разбалованный, легкомыслен- ный ребенокъ, поглощенный исключительно мыс- лями о самомъ себѣ, незамѣтно, шагъ за шагомъ, сложплъ цѣлую сѣть представленій, въ которыхъ повсюду фигурируете только его я , а всѣ осталь- ные люди являются лишь орудіямп и средствомъ эксплоатаціи. Для такого ребенка, когда онъ вы- ростетъ, всякій человѣкъ есть врагъ, съ которымъ онъ борется. У него не можете быгь къ людямъ ни широкихъ, теилыхъ чувсгвъ, ни шпрокихъ, гуман- ныхъ отношеній. Суживая свой кругозоръ до раз- мѣра своего лпчнаго я, онъ будете становиться ограничсннѣе и тѣснѣе въ своемъ поведеніи, без- сердечнѣе и холоднѣе ко всему тому, что не при- касается непосредственно къ его я. Купеческій сы- нокъ, выростающій въ счетахъ и разсчетахъ, бу- дете видѣть въ каждомъ человѣкѣ только пред- мета для своей денежной эксплоатаціи. Человѣкъ, смолоду пріученный къ праздности, которому обез- печеніе дало возможность направить всю свою дѣя- тельность на одни удовольствія, будете сортиро- вать людей только по ихъ пріятности и непріят- ности, по пригодности къ собутыльничеству, къ скандалу и разврату. Есть люди, до того привык- шие заниматься своей драгоцѣнной особой, что внѣ ея для нихъ не существуете нпкакихъ другпхъ по- мысловъ. Эгоисты всегда трусы, потому что пре- жде всего они думаюгь только о себѣ. Извращеніе хорошпхъ? человѣческихъ залоговъ при эгоисгич- номъ восппганіи можетъ доходить до того, что че- ловѣкъ совершенно замкнется въ себя и выдѣлитъ себя изъ другпхъ людей. Л знаю любопытный факте мнительности, созданной подобными эгоцентриро- ваніемъ. Человѣкъ удаляется отъ всего того, что хотя малѣйшимъ образоиъ можемъ нарушать его личный иокой; человѣкъ не примете участія въ епоЦ потому, что спорь можеть его волновать; человѣкъ не позволить явиться въ себѣ никакому рѣзкому чувству потому, что на другой день онъ будете чувствовать себя нехорошо. Что бы чело- вѣкъ нп дѣлалъ, что бы онъ ни говорили, въ какія бы отношенія онъ къ людямъ ни вступали, первый вопросъ: какъ все это отразится на его драгоцен- ной особѣ, не проведетъ ли онъ безсонной ночи, не потерпите ли отъ волненія его нищевареніе? Эго- центрированіе доходить здѣсь до манш. Родители! Если вы хотите создать изъ своихъ дѣтей членовъ общества и истинныхъ гражданъ, прежде всего сформируйте въ нпхъ гуманное гене- ральное понятіе о человеке. Человѣкъ не врагъ для человѣка, онъ для него не предмете для экс- плуоатаціи, — онъ для него равноправное существо, орудіе взаимной солидарности. Не бойтесь, что та- кое понятіе превышаете средства детской мысли. Это ионятіе будете формальными нонятіемъ, т. е. такими, которое черезъ мысль подѣйствуетъ нако- недъ и на чувство. У каждаго времени, у каждаго вѣка есть своп формальным ионятія, которыми опредѣляется характеръ общей дѣягельносгп. Эти понятія мы пріобрѣгаемъ, просто заучивая ихъ на- изусть. Вначалѣ они для насъ иросгыя слова, и для многихъ они останутся и на всю жизнь словами; но даже и для такпхъ людей они будугъ руководи- телями ихъ воли, потому что за этими словами сто- ите порицающее общественное мнѣніе, и потому что нѣтъ человѣка, который бы его не боялся и въ коми бы не было стыда. Еще недавно, но господствую- щему у нась міровоззрѣнію, позволялось жить чу- жими трудомъ, барствовать, сидѣть сложа руки и бить еебѣ подобныхъ. Крестьянинъ былъ ничѣмъ, — народомъ мы считали только самихъ себя; но въ послѣднія пятнадцать лѣтъ эти старым формаль- ным понятія совершенно измѣнились. Каждый ог- дѣльпый русскій не сталъ нисколько лучше и до- бродѣтельнѣе, но изменились формальный ноцягія, которым даютъ уже другое направленіе частной и общей волѣ. При переходѣ отъ етарыхъ понятій къ новыми неизбѣжны ошибки, ибо только то нонягіе твердо, которое сформировалось путемъ чувственныхъ вос- пріятій. Воспринятыя нами холодный, головным вы- кладки могутъ быть гораздо лучше нашихъ чувствъ, и своими личными чувствами мы можемъ впадать, въ протпворечіе со своими заимствованными мыс- лями. Наша новая идея совершенно вѣрна въ прак- тпческоиъ смысдѣ; но, чтобы она была тверда и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1