Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

насъ только по отношенію ихъ къ обществу, въ зависимости ихъ отъ обществевной солидарности. Одно изъ чувствъ, находящихся въ самой йе- ной связи съ общественностью, есть стыдъ. Внѣш- нимъ образомъ стыдъ ироявляется въ краскѣ лица. Дарвпнъ говорить, что краснота лица у засты- дившагося человѣка зависитъ отъ ослабленія мы- шечныхъ оболочекъ мелкихъ артерій, вслѣдствіе извѣстныхъ вліяній на сосудодвигательные центры, отъ чего волосные сосуды переполняются кровью. При сильной умственной тревогѣ такое вліяніе мо- жеть распространяться на все кровообращеиіе; но краска стыда, появляющаяся на лицѣ, вовсе не за- виситъ отъ деятельности сердца. Мы можемъ вы- звать смѣхъ щекота ніемъ кожи, плачъ — ударомъ; но краску на лицѣ мы не можемъ вызвать никакими физическими средствами, никакими внѣшними дѣй- ствіями на тѣло. Единственное вліяніе, которому она подчиняется, есть вліяніе ума, и потому стыдъ есть чисто-умственное чувство. Обращая вниманіе на свой стыдъ, мы не только не остановишь краски стыда, но, напроіпвъ, усилимъ ее. Молодые краснѣютъ гораздо легче стариковъ, но дѣтп въ самомъ раннемъ возрастѣ не краснѣютъ. Впрочемъ, Дарвинъ говорить о двухъ маленькихъ дѣвочкахъ, краснѣвшихъ, когда имъ было отъ двухъ до трехъ лѣтъ, и еще объ одномъ чувстви- тельномъ ребенкѣ, годомъ старше, краснѣвшемъ, когда его упрекали за какой нибудь проступокъ. Причина, почему дѣти не краснѣютъ въ раннемъ возрастѣ, конечно, въ томъ, что умственный спо- собности очень маленькихъ дѣтей еще недоста- точно развиты. Вотъ почему и идіоты почти ни- когда не краснѣютъ. Женщины краснѣютъ гораздо спльвѣе мужчинъ, и у старухъ краска стыда является много чаще, чѣмъ у стариковъ; даже между слѣпыми замѣчено то же самое. Но чтобы довести слѣпыхъ до крас- нѣнія, нужно пріучпть ихъ понимать и сознавать, что на нихъ смотрягь посторонніе люди. Такимъ сознаніемъ создается въ человѣкѣ привычка обра- щать на себя внимаяіе, и тѣмъ значительно уси- ливается способность красвѣть. Обыкновенно краснѣютъ только лицо, уши и шея; но многіе, краснѣя, чувствуютъ, что все ихъ тѣло горитъ и чешется. Изъ этого нужно заключить, что вліянію краснѣнія подвергается вся поверхность кожп. Вывали случаи, хотя и рѣдкіе, когда, вмѣ- сто краснѣнія, являлась блѣдность. Причина, по- чему въ болыпинствѣ случаевъ краснѣютъ только лицо, уши и шея, по мнѣнію Дарвина, заклю- чается только въ томъ, что кожа лица и сосѣд- нихъ съ нимъ частей тѣла постоянно подвергается вліянію воздуха, свѣта и перемѣнамъ температуры, отъ чего мелкія артеріи пріобрѣли способность не только охотно сокращаться и расширяться, но даже развились гораздо сильнѣе, чѣмъ на остальныхъ частяхъ поверхности тѣла. Въ этомъ же причина, почему лицо краснѣетъ отъ всякаго сильнаго на- пряженія, отъ гнѣва, отъ легкаго удара и даже просто отъ жара. Чувство стыда вызываетъ въ насъвсегда непре- СОЧИНЕНШ Н. В. ШЕЛГУНОВА. Т. I. одолимое желаніе спрятаться. Застыдившійся чело- вѣкъ отворачивается всѣмъ тѣломъ и преиму- щественно лицомъ и почти всегда -опускаетъ глаза внизъ или смотрптъ въ сторону. Но такь какъ въ то же время сконфуженный желаетъ скрыіь свой стыдъ или, по крайней мѣрѣ, не показаться сконфу- женнымъ, то онъ дѣлаетъ тщетныя усилія смотрѣть прямо въ лицо другому, вызывающему чувство стыда, п борьба между этими противоположными стремленіями производить безпокойное движеніе глазъ. Поэтому-то еще древніе греки говорили, что «стыдъ живетъ въ глазахъ». и у насъ есть поговорка о «безстыжихъ глазахъ». При сильномъ краснѣніп иногда замѣчается слабое отдѣленіе слезъ. У людей лее впечатлительныхъ беретъ всегда верхъ непреодолимое желаніе спрятаться. Одна дама раз- сказывала Дарвину, что встрѣтила случайно въ Лакской больницѣ дѣвушку, которую знала прежде, и которая съ тѣхъ поръ бросилась въ развратъ. Когда дама хотѣла подойти къ ней, бѣдная жен- щина спрятала свое лицо подъ одѣяло, и никакія убѣжденія не могли заставить ее открыть его. По- добное же вы можете наблюдать надъ маленькими дѣтьми, которыя или тоже прячутся подъ одѣяло, или подъ вліяніемъ застѣнчивости скрываютъ лицо свое въ нлатье матери, а иногда просто бросаются лицомъ въ ея колѣни. Стыдъ, вызывая краску въ лицѣ, производитъ вмѣстѣ съ тѣмъ такой безпорядокъ въ умственныхъ способностяхъ и въ душевномъ настроеніи, что въ человѣкѣ является своеобразное неловкое состоя- ніе, называемое замѣшательствомъ. Въ состояніи замѣшательства люди теряютъ првсутствіе духа, говорятъ неумѣстныя вещи, заикаются и даже дѣ- лаютъ неловкія двпженія и гримасы. Любопытный фактъ этого рода сообщаетъ Дарвпнъ. «Въ честь одного очень застѣнчиваго господина давался не- большой обѣдъ, и онъ, вставь, чтобы поблагода- рить своихъ пріятелей, сказалъ рѣчь, выученную, очевидно, наизусть, совершенно про себя, не про- износя ни единаго слова вслухъ. При этомъ онъ дѣлалъ различные жесты, иоказывавшіе, что онъ говорить съ болыпимъ одушевленіемъ. Его пріятели замѣтпвъ, въ чемъ дѣло, апплодпровали его вообра- жаемому спичу и, такимъ образомъ, не дали ему замѣтпть, что онъ произнесъ его втихомолку. Впо- слѣдствіп этотъ господпнъ сообщилъ своему нрія- телю съ большой радостью, что на этотъ разъ онъ, кажется, говорилъ недурно». Умственный состоянія, вызывающія краснѣніе, суть застѣнчивость, чувство стыда и скромность; основная же причина ихъ есть вниманіе къ самому себѣ. ІІервоначальнымъ мотивомъ краснѣнія было, конечно, внпманіе къ самому себѣ, но обращенное исключительно на наружность въ связи съ мнѣ- ніемъ другпхъ людей. И мнѣніе другихъ людей есть именно существенный элементъ, безъ котораго невозможны ни застѣнчивость, ни стыдъ. Мы вовсе не дорожимъ своимъ собственнымъ мнѣнісмъ о своей наруяшости, но мы боимся того, что подумаютъ о насъ другіе, и только эти другіе вызываготъ въ насъ краску стыда. Есть множество людей неряш- 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1