Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

683 СТАТЬИ О В Щ ЕСТВЕ Н Н О - ПЕД АГО Г И Ч ЕС КІ Я. 684 ливыхъ и крайне неопрятныхъ дома, когда они одни, и очень щепетильныхъ относительно своей внѣшносгн, если они знаютъ, что могуть обратить на себя вниманіе. Подобная щепетильность осо- бенно сильна и до спхъ поръ въ кунечествѣ, ко- торое дома мало заботится о своей внешности, но зато необыкновенно чувствительно ко мнѣнію дру- гихъ въ нрисутствіи посторонних!,. По тому, что именно возбуждаетъ въ людяхъ чувствительность, вы можете определить. характеръ руководящпхъ ими мыслей. Посмотрите на наши общественный гулянья, и вы замѣтите, что пове- деніемъ людей управляют!, мысли не высшаго по- рядка. Боязнь суда обнаруживается не въ стремле- ніи людей устранить иорицанія за отсутствіе вкуса, за отсутствіе нравственной свободы или за не- уменье держать себя съ извѣстной уверенностью, — люди тщеславным!, образомъ показываютъ только свое богатство, какъ бы стараясь перещеголять другъ друга дороговизной одѣянія. Они гуляютъ — точно связанныено рукамъ и но ногамъ; точно они — ходячія вѣшалки изъ магазина дорогихъ матерій. Вы видите, что для людей этой степени умствен- наго развитія не существует!, ничего ввѣ пустого тщеславія своимъ богатствомъ, и что ихъ желаніе нравиться не доросло еще до сферы тѣхъ ионятій, когда внѣшность служить лишь выраженіемъ вѣр- наго повиманія гпгіеническпхъ условій и чисто- плотности. При этомъ яіе вы замѣтите, что жен- щины, не только изъ купечества, но и изъ обра- зованнаго слоя гораздо чувствительнее къ обще- ственному мненію о своей внешности, чѣмъ муж- чины. И это служить вернымъ признакомъ того, что интересы мужчинъ шире интересовъ женіцинъ. Даже по цвФту -одѣянія можно судить о разнице понятій между мужчинами и женщинами. Господ- ствующій цветъ мужского одѣянія есть серый или черный, и, вообще, темный, не кидающійся рѣзко въ глаза; женщины, напротив!,, выбпраютъ цвѣта яркіе, выдѣлнющіе ихъ цзъ толпы, дѣлающіе ихъ замѣтными и способные, какъ имъ кажется, вызвать похвалу и удивленіе. Эту же черту вы заметите и въ мальчпкахъ, и въ юношахъ, чувствующнхъ особенную наклонность къ яркимъ и цветнымъ галстухамъ. Чѣмъ человѣкъ развптѣе, чѣмъ онъ больше проникается идеями высшаго порядка и живетъ болѣе высокими человѣческпни интересами, т4мъ онъ ставить себя въ меньшую зависимость отъ суетныхъ заботъ о своей внешности. Онъ не станетъ одѣваться такъ, чтобы возбудить общій смехъ своимъ чудачествомъ, но онъ не одѣнется и такъ, чтобы заставить впдѣть въ себѣ человека неразвитого. Чистоплотность и опрятность — вотъ все, чего требуетъ отъ себя человѣкъ, переросшей уже момента, когда все вниманіе къ себе ограни- чивается исключительно наружностью. Но и люди изъ образованна™ слоя могутъ быть чувствительны къ похваламъ о своей внешности, даже если ихъ понятіе и выше купеческаго уровня. Такъ, молодые мужчины и молодыя женщины все- гда очень чувствительны къ мнѣнію особъ другого пола. Молодой человекъ, даже не особенно застен- чивый, нокраснеетъ до ушей при самой легкой насмешкѣ надъ его наружностью со стороны де- вушки, къ мненію которой, въ серьезныхъ вещахъ, онъ отнесся бы презрительно. >< Ііѣтъ влюбленной счастливой парочки, — говорить Дарвинъ, — дорожа- щей любовью и одобреніемъ болѣе всего на свете, которая то и дело бы не краснела во время уха- живанья. Даже варвары Огненной Земли краснѣютъ преимущественно въ обществе женщияъ и глав- нымъ образомъ по поводу вещей, касающихся ихъ наружности». Но причина этого красненія — не одно суетное желаніе нравиться, а половое стре- млен]^. Поэтому-то немолодыя женщины, не пере- жившія неріода иоловыхъ стремленій, сохраняютъ сильнее яселаніе нравиться, чѣмъ немолодые муж- чины, и краснѣють гораздо чаще, чемъ они. Чтобы могли явиться нравственныя причины стыда, нужно, чтобы ему предшествовали нрав- ственные мотивы. Если чувство стыда въ иервомъ періодѣ своемъ является слѣдствіемъ порицанія на- шей наружности, то во второмь, нравственномъ, періоде оно является отъ порицанія или даже отъ одной боязни порицанія нашихъ нравственныхъ побужденій или поступковъ. Но и здѣсь, какъ при стыдѣ вслѣдствіе порицанія наружности, нужно, чтобы были люди, мневіемъ которыхъ мы доро- жимь. Никто не стыдится ни младенцевъ, нп жи- вотныхъ. Римлянки не стыдились своихъ рабовъ; жены турецкаго султана не стыдятся своихъ евну- ховъ; наши помещицы не стыдились крепостныхъ, и мы не стыдимся того, кого не уважаемъ и къ мнѣнію кого совершенно равнодушны. Следова- тельно, чувство стыда находится въ прямой связи съ чувствомъ уваженія и съ темъ значеніемъ, ка- кое мы придаемъ личности. Стыдъ не есть что либо прирожденное, — онъ ре- зультата общественности. «Дети въ очень раннемъ возрасте не краснеютъ,' — говорить Дарвинъ, — и вообще не обнаруживаютъ никакихъ другпхъ при- знаков!) самосознанія, сопровождающнхъ обыкно- венно красненіе. Одна изъ ихъ главныхъ прелестей есть именно полное отсутствіе заботъ о томъ, что думаютъ о нихъ другіе. Въ этомъ возрастѣ они смотрятъ на незнакомца пристальными, не мига- ющими глазами, какъ на неодушевленный пред- мета, и этому взгляду никто не можетъ подражать изъ взрослыхъ». Если, такимъ образомъ, чувство стыда находится въ прямой зависимости отъ поня- ла и развитія, то оно должно меняться вместе съ переменой понятій. Того, чего стыдятся одни, не стыдятся другіе. Есть люди, которые даже хва- лятся темъ, чего стыдятся другіе. Факта этотъ подмечается чаще всего въ дТтяхъ и особенно въ мальчикахъ, которые любятъ щеголять глупыиъ мо- лодечествомъ и, самоуверенно отдаваясь преуве- личенному иредставленію о своихъ силахъ, не на- ходить границы между героизмомъ и наснліемъ. Римская женщина, не стыдившаяся быть нагой при рабе, уже выроела въ современную женщпну, ко- торая стыдится быть голой не только при черномъ неволыіикѣ, но даже при мальчике четырехъ лѣтъ. Еще недавно бездеятельность и праздность служили

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1