Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

Сов’Ьгь дѣйствительно превосходный! Лучшій чело- вѣкъ, котораго Смайльсъ встрѣтилъ въ свою жизнь, былъ работникъ одного изъ сѣверныхъ графствъ. Лютеръ, умирая, не оставплъ тоже ни гроша, а между тѣмъ его нравственное вліяніе было громадно, а его уважали больше, чѣмъ всѣхъ взятыхъ вмѣстЬ современныхъ ему нѣмецкихъ государей Однажды взвѣстный своимъ богатствомъ и роскошью ораторъ посѣтплъ философа Эпиктета. Эипктетъ прпнялъ его холодно. «Ты будешь только критиковать мой слогъ, — замѣтплъ философъ, ■ — такъ какъ въ тебѣ нѣтъ пскренняго желанія познакомиться съ нашимъ ученіемъ». • — Хорошо, — отвѣчалъ ораторъ, но если я приму твое ученіе» то буду такимъ же бѣд- някомъ, какъ ты. — «Да я и не нуждаюсь въ бо- гатствѣ, — отвѣтилъ Эпнктетъ. И въ концѣ кон- цовъ, ты все таки бѣднѣе меня: патронъ пли не патронъ — что мнѣ за дѣло! Я не забочусь о томъ, что думаетъ обо мнѣ Цезарь, я никому не льщу, моя мысль для меня д'Ьлое государство, — вотъ мои богатства», Талантъ и геній не служатъ тоже ручательствомъ характера, если у генія недостаетъ добросовѣст- ностии правдивосіп. Только правдивость внушаетъ довѣріе. и только на правдиваго человѣка можно положиться. Вотъ почему не сила ума, а характеръ обнаружпваетъ вліяніе на людей. Вліяніе людей съ характеромъ бываетъ нерѣдко вовсе несораз- мѣрно съ ихъ умственными дарованіями. Они дѣй- ствуютъ какой-то скрытой, чарующей силой, словно люди желѣзнаго закала; являются орудіемъ чего-то сверхъсстественнаго. «Мнѣ стоитъ ударить ногой по землѣ Италіи, — сказалъ Помпей, — и предо мной станетъ армія». «Никогда, — говорить Мишле, — ие былт. Цезарь болѣе яшвъ, болѣе могуіцественъ, не впушалъ болѣе страха своимъ врагамъ, какъ въ ту минуту, когда трупъ его лежалъ пронзенный ударами». Деятельность велпкихъ людей остается проч- нымъ памятникомъ человѣческой эвергіи. Человѣкъ умираетъ, но дѣла его переживаютъ его. Люди, идупдіе впередъ по лучшему и благороднѣйшему направленію, являются настоящими маяками въ дѣлѣ человѣческаго прогресса. Благоговѣніе и ува- женіе къ такимъ людямъ поэтому незбѣжно. Мои- сей, Давидъ, Солоыонъ, Платонъ, Сократъ, Эппк- тетъ до спхъ поръ останавливаютъ наше вниманіе и вліяютъ на образованіе характера, несмотря на то, что прошли вѣка иоглѣ ихъ смерти. Тсодоръ Ларкеръ сказалъ, что одпнъ человѣкъ, подобный Сократу, пмѣетъ для страны болѣе значенія, чѣмъ нѣсколько штатовъ вродѣ штатовъ Южной Каро- лины. Еслибы этому нпату привелось въ настоящее время прекратить свое существованіе, онъ оста- вплъ бы менѣс слѣдовъ въ мірѣ, чѣмъ Сократъ. Великіе дѣятели и великіе мыслители создаютъ исторію, которая есть ни что иное, какъ безконечное развитіе рода человѣческаго, подъ вліяніемъ лю- дей съ характеромъ, людей, изъ которыхъ состоитъ настоящая аристократия человѣчества. Поэтому-то Карлейль и сказалъ, что исторія человѣчества есть исторія великихъ людей. Другой мыслитель замѣ- тилъ, что на каясдое историческое явленіе слѣдуетъ смотрѣть, какъ на удлиненную тѣнь какого-либо ве- ликаго человѣка: псламизиъ — тѣнь Магомета, пу- ританство — Кальвина, лютеранство — Лютера. На современную Италію наложплъ свою печать Дантъ. Въ теченіе многихъ столѣтій слова поэта служили сторожевыми огнями для всѣхъ истинпо-хороіппхъ людей между его соотечественниками. Онъ былъ пророкомъ свободы и изъ любви къ ней презиралъ гоненія, ссылку и смерть. Въ Англіи дѣлын рядъ даровптыхъ людей, по- являвшихся въ различный эпохи, своею жизнью и прпмѣромъ способствовали образованію многосто- ронняго надіональнаго характера аигличанъ. Подоб- ные люди — настоящая жизненная сила той страны, которой они принадлежать. «Имена и память вели- кихъ людей — приданое надій, говорптъ одянъписа- . тель,— Ни разореніе, ни опустошеніе, ни рабство, — ничтоневъ силахъ лишить ее этого паслѣдія. При каждомъ ускореніи пульса народной жизни, умер- шіе герои встаютъ въ памяти людей п кажутся имъ величавыми зрителями, прпсутствіе которыхъ вы- ражаетъ одобреніе. Чувствуя на себѣ взглядъ та- кихъ знаменптыхъ свидѣтелей, ни одна страна не погибнетъ. Такіе люди --соль земли, какъ при жиз- ни, такъ и по смерти. Что дѣлалп они, то и послѣ нихъ во всякое время будутъ вправѣ дѣлать ихъ потомки. Примѣръ ихъ жпветъ въ странѣ и является постоя ннымъ поощреніемъ и одобреніемъ для тѣхъ, кто имѣетъ мужество принять его за образецъ». Тѣ же самыя качества, которыя огіредѣляютъ характеръ отдѣльнаго лида, опредѣляютъ и ха- рактеръ надіи. Везъ правдивости, честности, бла- городства и мужества надія не пріобрѣтетъ уваже- нія другихъ націй и не будетъ имѣть значенія. Въ конституціонномъ правленіи, гдѣ всѣ классы болѣе или менѣе принимаютъ участіе въ дѣлахъ обще- ственныхъ, національный характеръ обусловливается нравственными качествами большинства. Учрежде- нія страны, какъ бы ни были они хороши и законны, какъ бы они ни были высоко-нравственны, только въ очень незначительной мѣрѣ могутъ способство- вать поддержкѣ національнаго характера. Учре- жденія оживляются духомъ отдѣльныхъ лицъ, кото- рый и устанавлпваютъ нравственный уровень на- ціи. Правительства въ сущности бываеіъ обыкно- венно не лучше народа, которымъ управляетъ. Гдѣ масса нравственно здорова и добросовѣстна, тамъ и надія управляется честнои добросовѣстно. Если поведеніемъ людей управляетъ патріотизмъ высокій, благородный, то такіе патріоты, правя- щіе народомъ, дорожатъ памятью и примѣромъ ве- ликихъ людей прошлаго времени и создаютъ есбѣ историческую славу, а народу — хорошія учреиіде- нія. Велпчіе народа — только въ велпчіи его нрав- ственныхъ качествъ, соотвѣтствующпхъ величію его правителей. Аѳпны были очень маленькнмъ го- сударствомъ, но и до сихъ поръ нсторія не знаетъ другой страны, которая въ искусствѣ, литературѣ, философіи п по своему натріотизму занимала бы равное съ Аѳинами мѣсто. Когда Людовикъ ХГѴ" спросплъ Кольбера, почему

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1