Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

'695 СТАТЬИ ОВЩЕСТВЕЯНО-ПЕДАГОГИЧЕСКІЯ. 696 онъ, такой могущественный правитель, не мои. по- корить маленькой Голландін, Кольберъ отвѣтилъ: «Потому, ваше величество, что величіе страны за виситъ не отъ объема террпторіп, а отъ характера народа. Энергія, трезвость и трудолюбіе голланд- цевъ — вотъ настоящія причины, почему вашему ве- личеству стоило такъ много труда побѣдпть ихъ». Въ 1608 году посланники короля испанекаго, прі- ѣхавшіе въ Гагу для переговоровъ о мирѣ, увидѣли человѣкъ восемь или десять, которые, выйдя изъ маленькой лодки на берегь, сѣлп на траву и при- нялись закусывать. Завгракъ ихъ состояль нзъ хлѣ- ба, сыра и пива. «Кто такіе эти путешествен- ники?)' — спросили посланники одного поселянина. «Это наши благородные господа депутаты шта- товъ», — отвѣчалъ крестьянпнъ. Тогда одинъ изъ посланниковъ шепнулъ другому: «Надо заключить миръ,— это не такіе люди, которыхъ можно было бы покорить». Какіе же нравственные элементы формируют ь характеръ? Исторія дѣлаетъ такія указанія, а на- блюденія констатируют ь слѣдующіе факты. Каждый іпагъ впереди въ псторіи человѣчеетва совершался въ виду препятствій и затрудненій и былъ сдѣланъ людьми доблестными и неустраши- мыми, вождями мысли, великими пзобрѣтателями, ве- ликими патріотами и великими тружениками на всѣхъ путяхь жизни. Нѣтъ той истины, нѣтъ того ученія, которыми бы не приходилось борьбою про- бивать себѣ дорогу, подвергаясь поношенію, кдеве- тѣ и гоненіямъ. «Гдѣ бы великая душа ни облекла своихъ мыслей ви слово, тамъ является для нея Гол- гоѳа», — говорить Гейне. Сократи на 7 2-ми году своей жизни долженъ былъ выпить отраву, потому что его ученіе было несо- гласно съ духомъ гоеподсгвующихъ партій. «Те- перь настало время отправляться — мнѣ умирать, а вамижить; но кому изъ паси достался лучшій удѣлъ, этого никто незнаетъ, кромѣ Бога», — былппослѣднія слова Сократа его судьями. Джіордано Бруно былъ сожженъ живымъ за то, что изобличал ь ложную фплософію своего времени. Когда инквизиторы объ- явили ему приговори, Бруно съ гордостью сказали имъ: «Вами страшнѣе произнести мой смертный при- говори, чѣмъ мнѣ выслушать его!» Слава Галилея, какъ ученаго, почти затмилась славою его, какъ мученика. Роджеръ Бжонъ за свои хпмпческія из- слѣдованія былъ обвиненъ въ чародѣйсгвѣ. Инкви- зиція обвинила Везаля въ еретичесгвй за то, что онъ сталъ изучать строеніе человѣческаго тѣла на трунахъ. Бэкона обвиняла въ томи, что его пзслѣ- дованія, основанныя на опытахъ, подрываюгъ хри- стіанскую религію. Коперника преслѣдовали, какъ безбожника. Кеплера заклеймили названіемъ еретика. Спинозу отлучили отъ общины. Развитіе релпгіозныхъ идей представляегь по- добную же нескончаемую цѣпь мученичества и за- мѣчательныхъ прпмѣровъ мужества. Релпгіозныхъ мученпковъ гораздо болѣе, чѣмн мучениковъ науки. И мужество этихъ людей тѣаъ болѣе замѣчательно, что одному человѣку приходилось бороться съ ле- гіономъ. «Добрый монахи, будь оемотрителенъ въ томъ, что дѣлаешь, — ты вступаешь въ борьбу болѣе жестокую п трудную, чѣмъ всѣ сраженія, въ ка- кихъ мы перебывали», — сказали Лютеру одинъ старый воинъ. И Лютеръ самъ знали, насколько сильнѣе его противники. «Съ одной стороны, — го- ворили онъ, — ученость, таланты, численность, ве- личіе, высокое общественное положеніе, власть, святость, чудеса; съ другой — Виклефъ, Лоренцо, Валла, Августинъ и Лютеръ — ничтожноесущество, выскочка, стоящій почти одинъ съ немногимидрузья- ми». Напрасно друзья уговаривали его бѣжать и не ѣздить въ Вормсъ. «Нѣтъ, — отвѣчалъ Лю- теръ, — я отправлюсь, хотя бы мнѣ пришлось тамъ встрѣтить втрое больше чертей, чѣмъ черепицъ на «рышѣ». Когда же ему грозили герцогомъ.Георгомъ, онъ отвѣтплъ: «Еслибы девять дней шелъ дояадь герцогами Георгами, я бы всетаки отправился». Энергия и мужество Лютера росли но мѣрѣ затруд- неній, который являлись. «Никто изъ нѣмцевъ, — говорили Гугтенъ, — не презираетъ такъ смерти, какъ Лютеръ». Джонъ Элліонъ сказали: «Лучше десять тысячи смертей, чѣмъ оскверненіе моей со- вести и душевной чистоты, которую я цѣню выше всего въ мірѣя. Умственная неустрашимость есть одно пзъ условій независимости. Всякій долженъ быть самимъ собою, дѣйствовать собственными силами, думать своей головой и выражать только свои собст венныя чув- ства. Кто-то сказали, что человѣкъ, не осмѣли- вающійся пмѣть свое сужденіе, есть трусъ; тотъ, кто не хочетъ его пмѣть, — лѣнгяй, а тотъ, кто имѣть его неспособенъ, — дураки. Рѣшптельный человѣкъ опирается на свое му- жество, какъ на гранитную скалу. Вотъ почему люди, обладавшіе даже и не вполнѣ геніальными умственными средствами, достигали изумительныхъ результатовъ. Такими людьми были: Магометъ,Лю- теръ, Ноксь, Кальвинъ, Лойола. Мужество идеть обыкновенно рядомъ съ мягкостью характера, и му- яшственный человѣкъ болѣе другихъ способенъ на великодушіе. Разсказываютъ, что въ Парижѣ, при посгройкѣ одного дома, обрушились лѣса, и всѣ на- ходившіеся на нихъ люди упали на землю. Только двое работниковь — одинъ молодой, другой срединхъ лѣтъ, — повислп, ухватившись за закраину. Доска- сильно гнулась поди ихъ тяжестью и грозила каж- дую минуту обломиться, сс Петръ! — крикнули стар- ший, — отпусти, не держись! Я — отецъ семей- ства! » — Да, правда! — отвѣтпіъ Петръ и, вы- пустивъ край, за который держался, упалъи рас- шибся до смерти. Въ битвѣ при Детпнгевѣ эскад- ронъ французской кавалеріп налетѣлъ на англін- скін отрядъ. Но когда командующій французским ь эскадрономъ офпцеръ, наскакавъна командира ан- гличанъ, увидѣлъ, что у него только одна рука, которой онъ держалъ узду своей лошади, французъ шпагой отдали ему честь и поскакали дальше. Великодушный человѣкъ, по словами Аристо- теля, поступаетъ съ увѣренностыо въ счастіи и не- счастіп. Онъ знаетъ,что можетъ его унизить и воз- высить. Его не приведетъ въ восторгъ успѣхъ и не огорчить неудача. Онъ не станеть ни искать, ни

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1