Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

705 ПИСЬМА О ВОСПИТАН ІИ. 706 доставляется органами чувствъ; матеріалъ этотъ проходить черезъ чувствованія, получаетъ отъ нихъ свой цвѣтъ и окраску п въ такоиъ дополнен- номъ видѣ становится достояніень мысли. Чувство, слѣдовательно, — необходимый элементъ при всякомъ головномъ воспріятіи. Чтобы образовать обширный и сильный умъ, нужно много наблюдать, много знать, много думать. Но то, что въ ходячемъ, обы- денномъ мнѣніи принимается за умъ, есть не всегда умъ психологіи, о которомъ мы говоримъ. Главный составной элементъ ума есть память, и безъ хоро- шей памяти, прочно и легко удерживающей мате- ріалъ, изъ котораго умъ выплетаетъ свои наблю- денія и заключенія, нельзя, конечно, создать и сильнаго ума; но зато тѣмъ легче формируются умы мелкіе, ограниченные, ничтожные. Ребенка очень рано можно заставить жить чисто-головны- ми процессами и направить всѣ сплы его души на одну мозговую дѣятельность. Мы на каждомъ шагу встрѣчаемъ дѣтей, память которыхъ съ ранней мо- лодости загромождается ненужнымъ матеріаломъ, который не только не помогаетъ правильнымъ прак- тически мъ выводами, полезными для жизни, а, на- противъ, мѣшаетъ имъ. Дѣтскій умъ, загроможден- ный смолоду подобными матеріаломъ, воспринимае- мыми не черезъ душу, а одними мозговыми путемъ, черезъ память, вводится этими искусственными пу- темъ въ сферу односторонней дѣятельности. Все вос- принимаемое ребенкомъ мпнуеть его сердце и идетъ прямо въ голову; ребенокъ живетъ внѣ жизни чув- ства и знаетъ одни нервно-мозговые процессы. По- ставленный внѣ всѣхъ сердечныхъ ощущеній и по- лучая одпни теоретическій матеріалъ для развитія теоретическаго ума, ребенокъ пріучается восприни- мать все исключительно головными образомъ. Они даже не созлаетъ себѣ понятій, — они владѣетъ только словами. Благородство, честность, правди- вость, мужество, энергія, неустрашимость являются для него голыми словами, которыя они знаетъ твер- до, употребляетъ безошибочно въ соотвѣтственвыхъ случаяхъ, но пстинная сущность которыхъ никогда не шевелить его сердца. И чѣмъ ребенокъ больше сидитъ за книгами, чѣмъ больше они учится, чѣмъ больше его память обременяется исключительно го- лнвнымъ книжными матеріаломъ, — тѣмъ огранп- чеанѣе и теоретичнѣе становится область его ду- шевной жизни п тѣмъ болѣе ничтожными дѣлается его характеръ. Характеръ формируется тоже изъ матеріала, по- тому что безъ матеріала ничто въ человѣкѣ сфор- мироваться не можетъ; но матеріаломъ характера служить все то, что входить въ область чувства. Чтобы въ ребенкѣ явилось чувство великодушия, нужно, чтобы матеріалъ, воспринятый его душой, возбудили въ немъ подобное чувство; чтобы въ ре- бенкѣ явились мужество п неустрашимость, нужно чтобы практика его дѣтской жпзнп дала ему воз- можность создать въ себѣ неустрашимость и муже- ство; чтобы въ ребенкѣ явилась энергія, нужно, что- бы они пмѣлъ возможность развпвать свою настой- чивость. Но возьмите ребенка, въ котораго подоб- ный матеріалъ не входптъ нпкогда путемъ его прак- тический дѣтскихъ отношеній; возьмите ребенка, сфера чувствъ котораго ограничена, который не знаетъ, что значить желать и дѣйствовать, что значить жить практически. Окруженный книгами и учебниками, онъ живетъ всегда въ теоретическомъ, головномъ мірѣ; онъ знаетъ только одпнъ этотъ міръ и только въ немъ одномъ достнгаетъ пзвѣстныхъ ре- зультатовъ и успѣховъ. Развѣ это результаты жиз- ненные, практпческіе? Нѣтъ, они всегда книжные и теоретическіе. Ребенокъ пріучаегся только жить па- мятью, воображеніемъ и мыслью; онъ смѣло разрѣ- шаетъ, но только головой, всѣ препятствія и за- труднения; онъ воюетъ въ головѣ съ разными за- трудненіями и страхами; онъ переживаетъ всю жизнь головными проце*сами; онъ всѣ чувства пре- вращаете въ головныя чувства и въ то же время стоите одинокій, изолированный отъ дѣйствитель- ной жизни, не переливая ея. Человѣкъ, развпваю- щійся такими односторонними путемъ, можете до- стигнуть большой смѣлости въ головныхъ комби - націяхъ и въ то же время сложить себѣ характеръ самый ничтожный, и только потому, что для обра- зования характера ему не давался надлежащій, практическій матеріалъ. Вота причина, почему на- рушенное равновѣсіе дѣтской души — когда воспи- татели и родители, не понимая, что такое умъ, сво- дята его къ простой памяти и излишне загромо- ждаютъ ее ненужнымъ и нерѣдко безполезнымъ мате- ріаломъ, и въ то же время замыкаютъ область чув- ства, не позволяя жить и развиваться практически- свободно — создаетъ тѣ ничтожные характеры, ко- торые больше и больше стали появляться въ послѣд- нее время. Мы не скажемъ, чтобы у этихъ слабыхъ людей вовсе не было характера; но ихъ характеръ — голов- ной, потому что весь опыта ихъ жизни совершается лишь въ области голой мысли. И они испытываютъ удачи п неудачи; и ими приходится преодолѣвать ирепятствія и затру дненія; и ими приходится рас- каиваться и мучиться. Но вся эта жизнь пережи- вается исключительно въ головной сферѣ, въ очень узкомъ, ограниченномъ и одностороннемъ мірѣ. Что же касается нравственной жизни, жизни чув- ства и житейскихъ отношеній, то жизнь эта совер- шенно чужда такпхъ людей; зная «все», они не знаютъ одного — самихъ себя, потому что надъ со- бой имъ никогда не приходилось работать, имъ нп- когда не приходилось ни думать о себѣ, ни задумы- ваться надъ собой- Имъ можетъ быть все извѣстно, за исключеніемъ собственнаго внутренняго міра. Недавно я впдѣлъ одного 13 -ти-лѣтняго ученика;, я часто вижу нодобныхъ ученпковъ, потому что ихъ у насъ очень много. Ученпкъ, котораго я впдѣлъ, — бѣлокурый, полный, красивый мальчикъ съ румя- ными щекамп. Его наружность показываете, что для него вся его собственная внѣшность не соста- вляете предмета размышленія: прически у него нѣтъ никакой; его волоса, нп короткіе, нн длинные, тор- чать въ разныя стороны п образуютъ милліоны не- правильныхъ проборовъ; лобъ его ирямой, правиль- ный, красивый, съ рѣзко выдающимися двумя воз- вышеніямп, которыя френологъ назвалъ бы «фило.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1