Сочинения Н.В.Шелгунова. Т.1

711 СТАТЬИ ИСТОРИЧЕСКІЯ. 712 образомъ, практическаяжизнь является главнымъ агентомъ при формированіи характера. Рядомъ съ этимъ агентомъстоить другой, не ме- нѣе могущественный — нервный оргавизмъ человѣ- ка, тотъ самый организмъ, который достается намъ путемъ наслѣдственности и рожденія. Практика глубокой древностизнала уже могу- щественное вліяніе наслѣдствевнаго организма при формированіп характера и выразила свое наблго- деніе въ ученіи о темпераментахъ. Ученіе древнихъ о темпераментахъоснованона гипотезѣ о четырехъ элементахъ — воздухѣ, огнѣ, водѣ и землѣ, и соотвѣтствующихъ имъ четырехъ качесгвахъ: теплотѣ, холодѣ, сухости и влажно- сти. Этимъ четыремъ качествамъ отвѣчали темпе- раменты и характеры: флегматическій, желчный, сангвпническій и меланхолическій. По ученію о темпераментахъ, въ человѣкѣ флег- матическомъ всѣ психическіе процессысвершаются медленно, умъ его неотличается быстротой, а чув- ствованія овладѣваютъ имъ не быстро. Хотя мысли флегматика текутъ и съ меньшей быстротой, чѣмъ у другнхъ людей, но. несмотря на то, умъ его мо- жетъ достигнуть большой силы и развитія. Глав- ная особенность флегматика заключается въ его споконствіп и хладнокровіи. Онъ медлевъ и сдер- жанъ въ своихъ рѣшеяіяхъ и не дѣлаетъ ничего, не обдумавъ предварительно. Не отличаясь жи- востью чувствованій и быстротой умственной ра- боты, флегматикъ тѣмъ не менѣе можетъ достигнуть замѣчательныхъ результатовъ терпѣньемъ п на- стойчивостью. Флегматикъ не годится для дѣлъ, въ которыхъ требуется быстрое сосредоточеніе силы, но зато онъ дѣйствуетъ вѣрнѣе для цѣлей отда- ленныхъ. Флегматикъ спокоенъ, выносливъ и терпѣ- ливъ въ страданіяхъ и потому мало трогаетсястра- даніями другихъ; вообще, онъ какъ бы равноду- шенъ къ другпмъ людямъ, выдѣляетъ себя отъ нихъ и не любитъ мѣшаться въ чужія дѣла. Умѣрен- ность н отсутствіе рѣзкой живости считаютсяотли- чительной чертой флегматическаго темперамента. Холерикъ, или желчный, отличается необыкновен- ной энергіей, желѣзной настойчивостью и страст- ностью. Холерики обладаютъ значительной телес- ной силой, переносятъ легко трудъ продолжитель- ный и утомительный и отличаются въ работѣ ка- кпмъ-то найстойчпвымъ упрямствомъ. Страстный, гордый, мстительный, честолюбивый холерикъ обна- ружпваетъ необыкновенную глубину и продолжи- тельность чувства, и, когда его страсти встрѣчаютъ противодѣйствіе, онъ можетъ быть даже ужасенъ. Поэтому, постоянный въ дружбѣ, — онъ неумолимъ во враждѣ. Отдаваясь страсти, холерикъ неспосо- бенъ къ размышленію. Онъ не поддается чужпмъ вліяніямъ и, увлекаемый своей страстной энергіей, идегь впередъ напроломъ, пока не погубить себя. Люди этого характера всегда обнаружпваютъ силь- ное вліяніе на другихъ и, когда они облечены властью, пользуются ею съ желѣзной настойчи- востью. Такими людьми были: Магометъ, Лютеръ, Петръ 1-й. Люди сангвиническаго темперамента отличаются легкой подвижностью чувствъ и мыслей и малой ихъ продолжительностью. Сангвпникъ легко увле- кается всѣмъ, быстръ и перемѣнчивъ; поэтому онъ непостояненъ въ своихъ склонностяхъ, дружбѣ,. любви и ненависти. Онъ больше раздражается, чѣмъ сердится, и больше увлекается, чѣмъ любитъ.. Поверхностный и легкомысленный, легко отдающій- ся первымъ впечатлѣніямъ, сангвпникъ ихъ так- же легко забываетъ. Онъ щедръ на обѣщанія, но- на слова его полагаться нельзя; онъ любитъ строить, проекты, жать мечтой и вообразкеніемъ въ буду- щемъ, но въ настоящемъ дѣлаетъ мало; снисходи- тельный къ себѣ, сангвиникъ снисходителенъ къ другимъ п не возмущается человѣческими слабо- стями и даже пороками; онъ ласковъ обходпте- ленъ, доброжалателенъ, любить общество и вообще нравится женщпнамъ. Меланхолпкъ обнаруживаетъ особенную наклон- ность къ подавленному состоянію духа. Онъ какъ бы живетъ подъ давленіемъ непріятныхъ ощуще- ній, и .если сангвиникъ — весь удовольствіе, мелан- холпкъ — весь печаль. Меланхоликъ боязливъ, недовѣрчпвъ, нерѣшителенъ, легко обижается и оскорбляется; малѣйшее препятствіе' лишаегь его энергіп; малѣйшая трудность его затрудняетъ; онъ преувеличиваетъ свои страданія, гонитъ отъ себя прочь свѣтлыя ощущенія, и замогильный міръ для него милѣе живой дѣйствительности. Вѣчно стра- дающій и недовольный, онъ легко симпатизируетъ чужимъ страданіямъ и потому жалостливъ. Ученіе о темпераментахъ не выдерживаетъ кри- тики: рѣзкихъ границъ, установляемыхъ между темпераментами, въ дѣйствительности найти нельзя и, конечно, вы въ свою жизнь не встрѣтили ни одного человѣка, который бы безъ всякпхъ псклю- ченій былъ или холерикомъ, или сангвиникомъ, или меланхолпкомъ, пли лимфатикомъ. Всмотритесь въ себя, припомните свои разныя дугаевныя состоя- нія въ разные моменты жизни и въ разныхъ воз- растахъ, и вы найдете въ себѣ всѣ темпераменты. Если Петра Великаго взять за представителяхоле- рическаго темперамента, то, какъ реформаторъ и государственно-полптическій дѣятель, онъ пред- ставляетъ самыя рѣзкія черты своего холеризма. Страстный, увлекающійся, энергическій, онъ идетъ напроломъ всѣхъ нрепятствій и дѣйствуетъ тѣмъ неукротимѣе, чѣмъ сильнѣе препятствіе. Онъ стра- стенъ въ дружбѣ и страшенъ въ ненависти. Отда- ваясь всѣми силамидуши тому, кого онъ полюбшгь, онъ остается вѣренъ своему чувству и въ то же время безпощадно послѣдователенъ и неумолимъ въ своихъ преслѣдованіяхъ. Онъ поднимаетъ снова уже давно поконченный дѣла, и въ его лексиконѣ нѣтъ слова «амнпстія», потому что ему неизвѣстно чувство пощады. По всѣмъ этимъ чертамъ Петръ — чистокровный холерикъ. Но возьмите другую сто- рону его жизни — жизнь частную, и вы увидите въ Петрѣ сангвиника. Онъ легко отдается первымъ мпнутнымъ впечатлѣніямъ; ищетъ наслажденія, ищетъ перемѣны ощущеній и, какъ сангвиникъ, увлекается своими грубыми удовольствіямп и по- тѣхамп. По своей недовѣрчнвости и подозри-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1